ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ГОСПОДА
Стих 4
Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, интеллект и эго – это Моя Пракрити, разделенная на восемь частей (элементов).
«Пракрити»1 значит Природа – природа Бога, Всемогущего Творца. Непроявленная Природа проявляется через эти восемь аспектов, которые составляют фундаментальную основу всего творения2.
«Земля, вода, огонь, воздух, пространство»: говорят сами за себя, это пять элементов (стихий) в своем непроявленном состоянии – Танматры.
«Ум» употребляется здесь в своем смысле, Ахам Таттва
«Интеллект»: Махат Таттва.
«Эго»: означает непроявленное состояние Пракрити.
Стих 5
Это Моя не-трасцендентная Природа; но есть и иная – Моя Трансцендентная Природа. Знай же, что Она есть сознание во всех существах и Ею поддерживается (на Ней держится) вся вселенная, О Сильнорукий (Арджуна), и которая становится Дживой3.
Трансцендентная природа Господа – Чистое Сознание, вездесущая Природа – становится индивидуальной Дживой, подобно тому, как Солнце, все освещающее, может стать отражением в воде.
Это проясняет, что восьмичастная Природа, описанная в предыдущем стихе, формирует материальный или физический аспект творения, а жизнь возникает из трансцендентной природы Господа. Вся вселенная не что иное, как проявление природы Господа, и в Боге покоится единство многообразия вселенной.
1 Пракрити, Танматры, Ахам Таттва и Махат Таттва: См. Глава 6, Стих 21 и Приложение к Главам 1-6, под заголовком «Шесть Систем Индийской Философии» – Вайшешик и Самкхья. 2 Весь спектр жизни – если давать определение Атме – это общая сумма восьми частей называется Апара Пракрити – восьмеричная природа Атмы (Высшего Я). Эта разделенная на восемь частей природа появляется из единой нераздельной целостной Природы. Ее называют Пара Пракрити. Пара Пракрити (единая Природа – бесконечность) – и восемь частей бесконечности (Апара Пракрити) – они есть Пракрити, и затем помимо всего этого есть Пуруша. Единый Пуруша – абсолютная тишина, абсолютное бессмертие, и в нем пребывает единство восьми различных природ Пракрити – его восемь различных природ в одной целостной Природе. (Из Обращения Махариши на Торжественном Открытии к Парламенту Мира во всем Мире о Здоровье, 9 февраля, 2006 г.)
3 Джива – это «индивидуализированное Космическое существование». См. Глава 2, Стих 18.
Стих 6
Знай же, что они (трансцендентный и не-трасцендентный аспекты природы Господа) есть источник всех существ. Я же есть причина всего творения и его растворения.
Этот стих возвращает на свое место единство мироздания, лежащее в основе его множественности.
Мироздание – это проявление природы Всемогущего Вечного Бытия. Нисколько не нарушая вечного статуса Господа, Его Природа проявляется в вечно меняющихся формах и феноменах, и когда это феноменальное творение растворяется, Господь остается наедине с Собой в вечном состоянии чистого, непроявленного Бытия.
Углерод и кислород, находятся в газообразной и жидкой форме воды, а также в виде льда, оставаясь при этом углеродом и кислородом. Качества изменяются, но основные компоненты остается низменными. Подобным же образом, запредельное, абсолютное Бытие, оставаясь неизменным, находится в различных свойствах творения.
Вечно изменяющиеся свойства творения являются феноменальными проявлениями неизменного, вечного, лишенного всяких свойств, Единства Трансцендентного, точно так же как качества газа, жидкости и твердого тела являются феноменальным проявлениям качеств водорода и кислорода.
Эта идея проясняется дальше в следующем стихе.