ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, ВСЕВЕДУЩИЙ ГОСПОДЬ ПОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДАННОСТЬ
Стих 22
«Трансцендентный Пуруша, о, Партха (Арджуна), в ком пребывают все существа, и кто пронизывает всё, может быть достигнут только путём неустанной преданности»
Преданность – это привязанность в любви и почитании. Выражения, использовавшиеся в предыдущем стихе, рисуют картину наивысшей обители Господа как чего-то отдалённого, находящегося в каком-то недостижимом месте:
«О нём говорят как о трансцендентной цели, достигнув которой, никто не возвращается»; и: «Это Моя наивысшая обитель», Эти выражения, очевидно, изображают Господа отрешённым от мира, находящимся где-то далеко, куда мы – смертные люди – не можем попасть.
Рассматриваемый же здесь стих даёт нам надежду. Даже несмотря на то, что Господь «трансцендентен», все мы – «все существа» – пребываем в Нём, и Он пронизывает всех нас. Кроме того, Господь говорит, что он «может быть достигнут».
Определённо, то, что находится внутри нас, является неотделимым аспектом нашей жизни, частью нашего бытия. Как Он может быть недостижимым? Он, находясь внутри нас, должен быть достижимым, и даже говорить, что Он может быть достигнут, – значит отдалять Его от нас.
Он пребывает внутри нас, являясь частью нашей жизни. Он пронизывает нас. Тогда что есть мы? Мы есть Он. Мы являемся выражением нашей собственной трансцендентной природы.
Преданность – это связывающее звено между нашей проявленной и непроявленной трансцендентальной формой. Преданность деятельности заставляет нас покинуть нашу трансцендентную природу; преданность источнику нашей проявленной природы позволяет нам вернуться к нашей трансцендентной форме.
Мы долгое время находились в нашей проявленной форме и поэтому – для лучшего понимания – мы называем нашу собственную трансцендентную природу трансцендентным Пурушой. Неведение о нашей собственной трансцендентной природе и является причиной создания термина «трансцендентный Пуруша». Это наше неведение побуждает нас искать путь к постижению нашей собственной природы, и нам говорят, что преданность – это путь, соединяющий наше настоящее состояние проявленной жизни с нашим трансцендентным состоянием непроявленного Бытия.
Преданность, в свою очередь, является частью нашей природы. Это наш опыт жизни, который наш разум с лёгкостью переносит со сферы низшего великолепия в сферу высшего великолепия. Перенесение преданности с непроявленного на проявленное и с проявленного на непроявленное происходит спонтанно. Можно сказать, что такова природа всех существ. Таким образом, очевидно, что путь преданности, о котором нам говорят, – это не что иное, как наша собственная природа; он не чужд нам. Поэтому мы остаёмся там, где мы есть. Путь лежит внутри нас; цель – внутри нас; и мы всегда внутри себя самих. В этом заключается великое поучение этого стиха. Он предоставляет нам не только надежду на просветление, но и путь к состоянию полного удовлетворения.