Первое состояние сознания. Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне – через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания.
Второе состояние сознания. Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающего состояния, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов.
Третье состояние сознания. Средняя кривая 3 обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.
Вот три состояния сознания индивидуума. А, так как вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.
Четвертое состояние сознания. Точка, в которой сходятся три кривые, показывает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как “турия”: “не имеющее частей, неизречённое, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное” (Мандукья Упанишад, 7). В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.
Наконец, полукруг символизирует “майю” и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, иллюзия, майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели – реализации ТОГО.
Пятое состояние сознания. БИНДУ — капля, точка; точка над знаком ОМ. Бинду – тонкий центр, из которого вырастает чакральная система. Слово «бинду» восходит к санскритскому корню «бинд», что переводится как «расщеплять», «разделять». Это означает, что бинду есть источник всякой индивидуальности. Это то место, где единое впервые делит себя и продуцирует двойственность.
Оставить комментарий