106
Деятельность должна быть в сочетании с различением
Господь этой неделимой вселенной, Всеблаженный, сат-чит-ананда, Бхагаван, был раскрыт в Ведах. Приняв путь Вед, каждый может познать Его. Веда есть Апаурушейя (нерукотворна), она дарует божественное зрение. Чтобы видеть божественную, истинную форму Бхагавана, требуется божественное зрение. Созерцание истинной формы Бхагавана недоступно грубым физическим глазам. Бхагаван учил Арджуну в Гите:
न तु मां शक्यसे द्रष्टुमनेनैव स्वचक्षुषा |
दिव्यं ददामि ते चक्षु: पश्य मे योगमैश्वरम् ||8||
na tu māṁ śhakyase draṣhṭum anenaiva sva-chakṣhuṣhā
divyaṁ dadāmi te chakṣhuḥ paśhya me yogam aiśhwaram
«Но ты не можешь узрить Меня своими глазами. Я наделю тебя божественным зрением. Вот Моя великолепная йога». (Бхагавад Гита 11.8)
Обретение божественного зрения есть конечная цель. Вот как человеческая жизнь достигает реализации.
Лишь элементарные вещи (грубые, физические) можно увидеть физическими глазами. Фактически, различные диапазоны зрения требуются, чтобы увидеть различные аспекты окружающего мира. Не все вещи можно увидеть с помощью одного и того же подхода. Рассмотрим пример. Мать и отец, брат и сестра, жена и т.д., все обладают физическими телами. Можно ли смотреть на них всех одинаково? Мать воспринимается с одной точки зрения, тогда как сестра и, конечно, чья-то жена воспринимаются с другой. Дальше больше, один и тот же объект воспринимается по-разному разными людьми, в соответствии с их уровнем понимания.
Подобным же образом, духовная практика так же различается в соответствии с различными обязанностями каждого человека. Корень всех Вед – пранава [ОМ]. Но не всем подходит повторять эту мантру. Пранава есть чистый Брахман. Только санньяси, который отрекся от всех привязанностей к физическим вещам и который таким образом стал самьяканьяси, подходит эта практика. Для него нет более ни привязанности, ни отвращения к вещам этого мира [сансара]. Он пребывает в одиночестве, вдали от всех, отделен от всего. Только такому человеку подходит повторение чистой пранавы.
Домохозяину, имеющему привязанность к своему дому, жене и детям, не подходит повторение пранавы. Потому что ожидаемыми результатами повторения пранавы являются становление очищенным Брахманом, лишенным майи, чья истинная форма есть единственно сат, чит, ананда. Пранава-джапа не принесет хороших результатов домохозяину, но вместо этого приведет к деструктивным и неблагоприятным результатам. Вот почему семейным людям было запрещено произносить пранаву саму по себе, но, скорее, им следует присоединять пранаву к определенным мантрам и повторять слоги вместе. Отсюда, пранава должна стоять префиксом к мантре и затем повторяться. Этот метод разрешен. Неразрешенные практики не имеют силы трансформировать сердце, и все усилия пойдут прахом.
Большинство людей говорят, что беспокойство их ума не уменьшается и что их ум не успокаивается. Но беспокойство в уме может быть уменьшено только посредством выполнения различных ежедневных и предписанных обязанностей. Они не выполняют их, а после этого они воображают, что, сидя в медитации, они немедленно достигнут успеха – как может такое работать?
Ум течёт навстречу звуку, прикосновению, изображению, вкусу и запаху, и он становится нечистым вследствие продолжительного контакта с объектами чувств. Как может ум двигаться навстречу чистоте? Движение ума это что-то вроде собаки. Желая счастья, собака бегает туда и сюда, иногда преследуя определенную картинку, иногда какой-то запах, иногда какое-то тактильное ощущение, иногда определенный звук; ум, подобный собаке, бегает кругами и не может успокоиться. Когда кто-то постоянно наслаждается объектами чувств, как он может наслаждаться атмой? Только если он оставит объекты и развернется к атме, он станет наслаждаться атмой больше, чем объектами чувств. Тот, чей ум склонен перед Бхагаваном, не помчится смотреть кино. Тот, кто начал любить красоту Бхагавана, даже глазом не поведет в сторону любого объекта мира [сансары]. Тот, кто начал наслаждаться неувядающим счастьем от соприкосновения со стопами Бхагавана, не пожелает касаться физических вещей.
Итак, разверните этот ум, который бегал как собака за зрелищем, вкусом, ароматом, прикосновением и звуком, в направлении какой-либо проявленной формы Бхагавана. Посвятите себя удовольствию от служения Ему. Обучитесь предлагать благовония Бхагавану и примите все подношения как Его милость [прасад].
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед