12
Не любите чересчур этот мир и его объекты
В конце концов, вы будете разлучены со всеми объектами этого мира. Эти объекты, с которыми разъединение неизбежно, не достойны быть любимыми. Более того, нет необходимости любить их. Если вы любите их, вы будете рыдать не только в этой жизни, но во многих будущих жизнях. Есть одна история, хорошо иллюстрирующая этот момент.
Однажды Махариши Нарада прибыл в селение, где местный купец щедро принял его, как своего гостя. Видя его веру и преданность, мудрец принял от него стакан молока. Купец осведомился:
— О Махарадж, откуда ты пришел?
Нарада ответил:
— С Небес.
Купец спросил:
— О Махарадж,[1] куда ты собираешься отправиться?
Нарада отвечал:
— После недолгого странствия в мире смертных, я вернусь на Небеса.
Купец настойчиво взмолился:
— О Махарадж, по возвращении, возьми меня, пожалуйста, с собой на Небеса, это будет великим благословением.
Нарада сказал:
— Очень хорошо, мы пойдем вместе.
После нескольких дней странствий в мире смертных, мудрец вернулся и спросил купца:
— Сетхджи, можем ли мы отправиться на Небеса?
Купец ответил:
— О Махарадж, конечно же, я должен буду пойти в какое-то время, но дети все еще молоды и невинны. Они не могут заведовать семейными делами. Совсем скоро, когда они будут готовы позаботиться о себе, тогда я хотел бы отправиться.
Мудрец оставил его и затем вернулся, когда прошло некоторое время. Он спросил:
— Сетхджи, сейчас мы можем идти?
Купец ответил:
— О Махарадж, дети сейчас выросли и могут понимать и прислушиваться в какой-то мере, но они еще не зрелые, чтобы понять полноту ответственности. В следующем году, дай им жениться, тогда я непременно пойду.
Через четыре года мудрец вернулся и расспросил о купце в лавке, где находились его дети.
— Где Сетхджи? — спросил он.
Дети ответили:
— О Махарадж, что мы можем сказать? Наш отец заботился обо всем бизнесе самостоятельно и с тех пор, как он оставил тело, мы в больших затруднениях.
Используя божественное зрение, Мудрец Нарада просмотрел все события и обнаружил, что купец родился как буйвол. Мудрец отправился к буйволу и спросил:
— О Сетхджи, сейчас, когда ты оставил человеческое тело, можем мы отправиться на небеса?
Буйвол ответил:
— О Махарадж, ты так добр. Я готов идти с тобой, но я думаю, что другие буйволы в хозяйстве все такие слабые, что, если я не буду держать лидерство, вся работа прекратится. Кроме того, несколько новых буйволов должны присоединиться. До этих пор, я буду выполнять эту работу, после чего, по твоей милости, я непременно пойду.
Так как купец предложил (когда-то) стакан молока с любовью, мудрец Нарада вернулся назад после нескольких лет, чтобы сдержать свои слова и отблагодарить за доброту. Однако, по возвращении он не нашел вьючного животного. Он спросил детей:
— Где тот старый буйвол?
Дети опечалились и ответили:
— О Махарадж! Тот старый буйвол был таким способным, всегда вел других. После его смерти, мы не можем найти другого, подобного ему.
Мудрец Нарада немного помедитировал и, таким образом, с помощью своего зрения, узнал, что сейчас купец стал собакой, которая сидела перед домом его детей и охраняла его. Мудрец Нарада подошел к собаке и сказал:
— Привет, Сетхджи. Что такое? Три жизни прошли, сейчас, как ты думаешь, ты готов отправиться на Небеса?
Собака ответила:
— О Махарадж, ты так добр. Я вижу твою доброту с одной стороны, и с другой я вижу лень и безответственность моих детей. О Махарадж! Они такие ненадежные, что, если я не буду здесь, может прийти вор, даже в дневное время, и обокрасть их. Поэтому, я думаю, что до тех пор, пока я рядом, я должен охранять их. Через несколько дней я непременно пойду с тобой.
Через пять или шесть лет мудрец Нарада вернулся. Он не нашел собаки перед дверью. Он спросил детей и узнал, что собака умерла. После недолгой медитации мудрец Нарада увидел, что сейчас купец стал змеей и сидел в подвале, охраняя семейное богатство, хранившееся здесь.
Мудрец Нарада приблизился к змее и спросил:
— Скажи, Сетхджи, почему ты сидишь здесь? Разве время не пришло отправиться на Небеса, или что на этот раз?
Змея ответила:
— О Махарадж, эти дети стали такими расточительными, что если я не буду здесь, они растратят все. Поэтому, я думаю, что богатство, которое я заработал с таким великим трудом, должно быть защищено; пока я живу, будет лучше оставаться мне здесь и защищать его. Поэтому, это необходимо для меня остаться здесь, в противном случае я был бы готов идти.
Мудрец оставил его, разочарованный. Войдя в дом, он сказал детям:
— Рядом с вашим сокровищем находится опасная черная змея, она может причинить вред любому, кто приблизится к ней. Поэтому, вы должны ее побить. Бейте ее таким образом, чтобы палка не разбила ее головы. Просто побейте ее по всему телу. Побейте ее, чтобы она не умерла, а лишь оставила ваши сокровища.
Послушав указания мудреца, дети сделали так, как он советовал. Они избили змею по всему телу палками и выбросили ее подальше.
Мудрец Нарада подошел к змее и сказал:
— Говори, пожалуйста, Сетхджи. Твои дети избили тебя! Ты счастлив от этого или нет? Ты все еще думаешь вернуться в тот дом и защищать богатство? Или сейчас мы можем отправиться на Небеса?
Змея ответила:
— Хорошо, Махарадж, я готов идти.
Мораль этой истории в том, что тот, кто начинает сильно привязываться к дому, детям, богатству, женщинам и так далее, поддерживает рабство через такую привязанность и должен будет страдать миллионы рождений. Поэтому говорится: «Не люби чрезмерно вещи этого мира». Если вы любите их слишком сильно, тогда вы будете вынуждены рыдать в течение многих рождений.
[1] Нарада и купец обращаются друг к другу уважительными способами. Нарада именуется, как «великий царь» (Махарадж), это распространенное почтительное обращение к ученому человеку или старшему. А сам Нарада обращается к купцу “сетх”, это обращение, соответствующее его роду деятельности, но с суффиксом “джи“, означающим уважительное, теплое отношение.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед