5
Не пытайтесь осуществить каждое желание
Даже великий правитель Дашаратха, могущественный cakravartin[1](чакравартин), не смог реализовать все свои желания, несмотря на тот факт, что Господь Вишну воплотился как его сын (Рама), а царь деватов Индра даровал ему половину своей власти. Неспособный удовлетворить свое желание увидеть Раму коронованным царем, он метался повсюду подобно глупому теленку и умер.[2] Понимая, что даже великие и могущественные существа, подобные ему, не могут реализовать всех своих желаний, зачем надеяться исполнить все свои мечты хотя бы даже во время сновидений и, в еще большей степени, во время бодрствования?[3]
Божественное и мирское должно идти рука об руку, потому что было бы невозможно поддерживать тело, если бы вы оставили всю карму (все действия). Поэтому, делайте те вещи, которые необходимы для поддержания тела и оставьте в стороне осуществление всех других страстных стремлений.
В этом мире были чрезвычайно могущественные существа, но даже они не смогли осуществить всех своих желаний.
Следовательно, выполняйте только действия, необходимые для поддержания тела, и сконцентрируйте свои усилия на достижении большего – видении Параматмы.
Попытки реализовать все свои желания путем обретения объектов своих желаний подобны попытке облегчить экзему при помощи расчесывания.
Мирские дела подобны грубым, спутанным нитям; когда вы пытаетесь распутать одну, остальные начинают запутываться еще больше. Следовательно, управляйте мирскими делами с глубокой мудростью, сосредоточившись на более великой цели различения [buddhi].
[1]Cakravartin («тот, кто поворачивает колесо») относиться к правителю, чья сила настолько могущественна, что он «поворачивает колесо» мира. Обычно этот эпитет применяется к тому, кто правит посредством праведности (Дхармы), что контрастирует с «большим колесом» в Западной культуре.
[2]Гурудэв здесь ссылается на “Рамайяну”, величайший индийский эпос об аватаре Вишну по имени Рама, который воплотился как сын Дашаратхи, чтобы восстановить Дхарму в мире, одержав победу над демоном Раваной. Отчаяние Дашаратхи случилось, когда Раму вынудила отправиться в изгнание Кайкейя, мачеха, которая потребовала, чтобы был коронован ее сын вместо Рамы, сына Каушальи.
[3]Индийские тексты устанавливают много состояний сознания. Здесь Гурудэв противопоставляет состояние сна (svapna) состоянию бодрствования (jagrat) и аргументирует, что ни в каком состоянии невозможно получить осуществления всех желаний.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед