Сканирование МРТ показывает, что запоминание древних мантр увеличивает размер областей мозга, отвечающих за обработку и усвоение новой информации
Сотни молодых людей, одетых в дхоти, сидели, скрестив ноги, на полу, рядами, беседуя между собой. По указанию учителя они затихли. Затем они начали декламацию. Без паузы или ошибки, полностью по памяти, одна сторона комнаты произносила одну строку текста, затем другая сторона комнаты отвечала следующей строкой. Басовые и баритональные голоса наполняли зал звучными распевами, каждое слово отчетливо слышалось, их правые руки двигались вместе, отмечая ритм и ударения. Эффект был гипнотическим, древний звук отражался от стен комнаты, насыщая мозг и тело. По прошествии 20 минут они остановились в унисон. Это была просто демонстрация. Полное изложение одного из древнейших санскритских текстов Индии – “Шукла Яджурведа” – занимает 6 часов.
Я много лет занимался изучением и переводом санскрита и увлекался его явным воздействием на ум и память. В древних методах обучения в Индии запоминание текстов является стандартным: традиционные ученые, или пандиты, владеют многими различными типами санскритской поэзии и прозаическими текстами; и традиция гласит, что точное запоминание и чтение древних слов и фраз, известных как мантры, усиливает память и мышление.
Я также заметил, казалось, что чем больше я изучал санскрит и переводил, тем лучше становилась моя устная память. Ученики и преподаватели часто отмечали мою способность точно повторять собственные предложения преподавателей, задавая им вопросы в классе. Другие переводчики санскрита рассказывали мне о подобных когнитивных сдвигах. Поэтому мне было любопытно: существует ли на самом деле особый языковой «эффект санскрита», как утверждается в традиции?
Когда я поступил на докторскую программу по когнитивной нейробиологии в Университете Тренто (Италия) в 2011 году, у меня была возможность начать изучение этого вопроса. Ведические пандиты Индии тренируются годами, чтобы устно запоминать и точно воспроизводить устные тексты, написанные 3000 лет назад, объем которых составляет от 40 000 и до более чем 100 000 слов. Мы хотели узнать, как такая интенсивная словесная тренировка памяти влияет на физическую структуру их мозга. Благодаря партнерству Индии и Тренто для продвинутых исследований (ITPAR) мы наняли профессиональных ведических пандитов из нескольких школ, спонсируемых правительством в районе Дели; затем мы использовали структурную магнитно-резонансную томографию (МРТ) в Национальном исследовательском центре мозга для сканирования мозга в группе пандитов и в контрольной группе, в соответствии с возрастом, полом, способностями, зримыми отличиями и многоязычностью.
То, что мы обнаружили из структурного сканирования МРТ, оказалось замечательным. Многочисленные области в мозге пандитов были значительно больше, чем у контрольных испытуемых, серого вещества в обоих полушариях головного мозга оказалось больше, более чем на 10%, отмечено значительное увеличение толщины коры. Хотя точные клеточные основы серого вещества и измерения толщины коры еще находятся на стадии исследования, увеличение этих показателей постоянно коррелируется с улучшенной когнитивной функцией.
Самое интересное для вербальной памяти заключалось в том, что правый гиппокамп пандитов – область мозга, играющая жизненно важную роль как в короткой, так и в долгосрочной памяти – имел более серое вещество, чем контрольные вещества, на почти 75% этой подкорковой структуры. Наш мозг имеет два гиппокампа, один слева и один справа, и без них мы не можем запоминать какую-либо новую информацию. Многие функции памяти разделяются двумя гиппокампами. Правый, однако, более специализирован под паттерны, будь то звуковые, пространственные или визуальные, поэтому большое увеличение серого вещества, которое мы обнаружили в правом гиппокампе у пандитов, имеет смысл: точная декламация требует высокоточного декодирования и воспроизведения звука. Пандиты также показали значительное утолщение областей коры головного мозга справа, которые связаны с устным пением и голосовым распознаванием.
Наше исследование было первой попыткой представить мозг профессионально обученных ведических пандитов в Индии. Тем не менее, это первое исследование, основное внимание в котором было уделено сравнению структур мозга в двух группах, поэтому оно не могло непосредственно рассмотреть вопрос об эффекте санскрита (для которого требуются подробные функциональные исследования с перекрестными сравнениями процессов запоминания на разных языках, для которых мы в настоящее время изыскиваем финансирование), мы нашли что-то конкретное об интенсивных вербальных тренировках памяти. Насколько существенно у пандитов увеличивается серое вещество в ключевых отделах мозга, отвечающих за устное запоминание, подвержены ли они менее разрушительным патологиям памяти, таким как болезнь Альцгеймера? Мы пока не знаем, хотя фрагментарные сообщения от аюрведических врачей Индии предполагают, что это может быть так. Если так, это говорит о возможности “тренировки” вербальной памяти или о тренинге способностей для пожилых людей из группы риска умеренного ухудшения когнитивных функций, или даже более радикально, речь идет о предотвращении этой угрозы.
Если это так, тренинг, возможно, должен быть прицельным. Однажды я снимал четырех старших преподавателей пандитов, демонстрирующих разные скорости чтения. Пройдя часть пути, за один сеанс, все четыре внезапно остановились. “Что не так?” – спросил я. “Один из нас сделал небольшую ошибку”, – последовал ответ. “Я не возражаю”, – сказал я. “Да, но мы всегда так делаем”, – и они с самого начала возобновили всю декламацию.
Автор: Джеймс Хартцелл,
докторантура Баскского центра познания, мозга и языка, Испания;
приглашенный научный сотрудник научного центра
сознания/ мозга при Университете Тренто, Италия.
Перевод: Alexash
Фото: © Ведические Пандиты Махариши, Брамастан, Индия