По окончании второй мировой войны, в сентябре 1945 г., репортеры пожелали узнать, какова будет реакция Свами Брахмананды Сарасвати, Шанкарачарьи Джйотирматха. Говорят, он сделал следующее заявление: отрывки из него находятся в полном соответствии с другими ранее обнародованными цитатами Гуру Дэва.
Свами Брахмананда Сарасвати, Шанкарачарья Джйотирматха:
“Истинная победа – это то, после чего обратный ход невозможен. Просто разбив внешнего врага, нельзя назвать себя победителем навеки, поскольку подобные враги могут возникнуть опять. Действительная победа достигается путем достижения контроля над внутренними врагами. Контроль над внутренними врагами является потому единственным способом навсегда покорить внешних врагов, поскольку следует помнить, что именно наши внутренние враги создают внешних врагов.
Этими внутренними врагами являются честолюбие, гнев, алчность, ложная привязанность, тщеславие и зависть. Этот “шестиугольник”, сидящий в нас, оставляет свой след, проявляясь, как рябь на воде, во внешнем мире, и создавая нам врагов. Поэтому любой, кто хочет вкусить мир и счастье победы над всеми врагами, должен разбить суть сам источник всех физических врагов – этот коварный “шестиугольник”, живущий внутри нас. Искоренение врагов невозможно без того, чтобы разбить сперва этот “шестиугольник” (честолюбие, гнев, алчность, ложная привязанность, тщеславие и зависть). Это аксиома.
Фактом, основанным на физическом опыте, является то, что любой, кто подчинил себе эти шесть тонких внутренних врагов, разбивает центральный источник всех внешних врагов. Таким образом, все враги будут подавлены еще в зародыше. Тогда у такого человека больше не будет врагов, которых следует побеждать. Только такого победителя можно назвать истинным победителем. И тогда врата истинного и прочного мира откроются перед ним.
Нации, желающей быть полностью свободной от врагов, желающей построить мир, полный покоя и счастья, следует доверить бразды правления человеку, которому удалось покорить свой внутренний “шестиугольник”. В противном случае они разрушат и себя, и других.
История последних нескольких столетий показывает, что правители могущественных наций повели мир по тропе кровопролития, будучи под влиянием своих “шестиугольников”. Это зверство. Те, кто взял на себя бремя руководить страной, должны действовать особенно проницательно. Нет величия или гуманизма в том, чтобы, потеряв голову от своего “шестиугольника”, посылать волны страдания по всей земле.
Действительно, как долго мы можем продолжать разрушать внешних врагов? Как только нам удается избавиться от одного, другой тут же бывает готов вступить с нами в бой. Таким образом, мы не только все время пребываем в состоянии постоянной тревоги, но также продолжаем вести холодную войну, которая постоянно угрожает покою и счастью всего человечества. Определенно, это не является признаком победы над врагами или их усмирения. Таким образом, совершенно важно, чтобы народами управляли те люди, которые усмирили свой внутренний “шестиугольник”. Только такие действительно победные лидеры могут успешно править обществом, народами и миром, ведя их по пути долговечного мира и счастья.
Победить “шестиугольник” не так трудно. Но люди, не подумав, считают, что это невозможно. Большинство из них верят, что только достигший совершенства, святой, отрекшийся от мирских забот, может разбить свой внутренний “шестиугольник”. Это убеждение основано на полном невежестве. Отшельник отрекается от самой причины “шестиугольника”, поэтому в его случае вопрос покорения “шестиугольника” не встает вовсе. Покорителем “шестиугольника” является тот, кто сохраняет свое положение в мире, но не позволяет себе быть ему подчиненным. Пусть у врага будет возможность ударить, пусть он обнаружит, что не может сделать этого, потому что он находит тебя чересчур сильным. Только тогда он может считаться побежденным. Занятие честной, добросовестной мирской деятельностью не является препятствием для того, чтобы поддерживать внутренний “шестиугольник” в состоянии подчинения.
Для ликвидации тонкой обители внутренних врагов нет необходимости вести военную подготовку в течение нескольких лет, а затем затеять бойню, в результате которой весь мир повиснет на грани между жизнью и смертью. Единственное, что необходимо для этого – это стать непредвзятым, и действовать на основе воображения.
Быть непредвзятым значит иметь верный взгляд на вещи. Человек, видящий вещи, как они есть, называется непредвзятым человеком. Нет разницы между тем, чем вещь является, и как он видит ее. Его взгляд полностью сбалансирован. Его оценка вещи верна – другими словами, его понимание безошибочно. Если мир нереален, он не придает ему реальности. Если Брахман реален, он воспринимает его реальным. Когда человек убежден в нереальности мира и вечности Атмана, тогда он становится беспристрастным. Тогда он видит вещи в своей истинной форме.
Когда мы говорим, что мир нереален, мы имеем в виду, что он может существовать таким, каким он кажется, только на время, и будет выглядеть по-другому потом. Люди видят, что ничто в мире не вечно, и когда-нибудь мы все это потеряем – самое большое, или самое малое – всему предназначено меняться. Все люди отчетливо видят, сколько происходит рождений и смертей, все время, перед нашими глазами. Это и есть то, о чем говорят “мир преходящ”. Мы видим, как все это происходит, но мы не думаем об этом.
Тот, кто вложил в свое сердце понятие того, что мир преходящ посредством рассуждений и глубоких размышлений и является человеком, способным побороть внутренний “шестиугольник”. Потому что тот, кто убежден в преходящести всего мира в целом не может быть подвержен алчности или привязанности к чему бы то ни было, поскольку он знает, что сегодняшний объект его алчности или привязанности завтра будет чем-то иным. Зная о подобном разочаровании, желания и привязанности не зарождаются в его разуме. Более того, само их семя разрушается. И тогда зависть тоже уходит. Он больше не мнит о своем величии, учености, или богатстве. Когда алчность, привязанность, тщеславие и зависть исчезают, не остается причины, вызывающей гнев, и гнев исчезает автоматически. Его желания отступают и обращаются к Богу, а результат бывает в том, что теперь его мирская деятельность диктуется чувством обязанности, а не страстью. Его поведение автоматически становится должным, и он живет в мире, не подвергаясь его воздействию, так же, как лист лотоса живет в воде без того, чтобы намокнуть. У такого человека не остается внешних врагов и его единство правит всей Природой. Никто не способен нарушить царство его покоя. Такой человек является “самадарши” (беспристрастный, бесстрастный), это великий победитель, который способен вести мир к цели – прочному миру и счастью.
Таким образом, победа над внутренним “шестиугольником” является высшей формой победы, и именно на достижение этой великой победы человек должен направлять свои усилия”.
Источник: Прислано Свиленом Филипповым
Переводчик: Ваге Ганапетян