Аюрведа связывает каждую ДОШУ с определенными качествами и их влияниями, основываясь на составляющих ее элементах. Так, как ДОША ВАТА состоит из элементов пространства и воздуха — она связывается с » холодом, сухостью, скоростью и лёгкостью». ДОША ПИТТА — это сочетание элементвов огня и воды, поэтому она связывается с «теплотой, остротой, вспыльчивостью и кислотностью». ДОША КАПХА — это сочетание элементов воды и земли, поэтому она связывается с «холодом, тяжестью, маслянистостью и медлительностью». О ДОШАХ, думают не как о химических веществах — а как о сущностных ПРИНЦИПАХ. ДОШИ — это скрытые, тонкие, сущностные, а не поверхностные тенденции тела человека, взаимодействующего с элементами окружающего пространства.
ВАТА
Качества:
1. Сухая, Грубая (рукша)
2. Лёгкая (лагху)
3. Подвижная (чала)
4. Обильная (баху)
5. Холодная (шита)
6. Шероховатая, Ломкая (кхара)
7. Невязкая (вишада)
Влияние:
Сухость, истощение, прерывающийся или хриплый голос, бессонница. Легкость, изменчивое пищеварение, движения и походка нестабильные, постоянно движущиеся и скрипящие суставы, бегающие глаза, Разговорчивость, выступающие сухожилия и вены;
Непереносимость холода, быстро замерзают и дрожат всем телом, шероховатая и сухая кожа, жесткие волосы и конечности.
ПИТТА
Качества:
1. Слегка маслянистая (саснеха)
2. Горячая, Теплая (ушна)
3. Резкая, острая (тикшна)
4. Жидкая (драва)
5. Кислая (амла)
6. Острая, едкая (кату)
Влияние:
Гладкая кожа, непереносимость жары, чрезмерные голод и жажда, кожные проблемы, раннее появление морщин, поседение и алопеция;
Физическая сила, сильное пищеварение, резкость, разболтанные гибкие суставы и дряблые мышцы, тенденция к потению, более частое мочеиспускание, чем обычно, тенденция к слабому стулу, небольшое потомство, малое количество спермы.
КАПХА
Качества:
1. Тяжелая (гуру)
2. Холодная (шита)
3. Мягкая (мриду)
4. Маслянистая (снигдха)
5. Сладкая (мадхура)
6. Устойчивая, Неизменная (стхира)
Влияние:
Твёрдая походка, тенденция к тучному телосложению, неинтенсивный голод, жажда и потение, приятный внешний вид, одышка, молочного цвета мягкая кожа лица, маслянистая кожа, «сладкая» речь и поведение, медленно приходит в гнев и медленно отходит от гнева, медленно начинает деятельность.
10 типов конституции
Есть десять типов конституции или состояний дош человека, которые в течении жизни и ее периодов, естественных (детство, юность, зрелость, старость) и привнесенных (болезни, переезды, глубокие стрессы) могут изменяться. Это три чистых типа, встречающиеся сейчас довольно редко, шесть смешанных типов, также очень редкий тип — ТРЁХ ДОШНЫЙ.
1.ВАТА,
2. ПИТА,
3. КАПХА и
4. ВАТА-ПИТТА,
5. ПИТТА-ВАТА,
6. ВАТА-КАПХА,
7. КАПХА-ВАТА,
8. ПИТТА-КАПХА,
9. КАПХА-ПИТТА и
10.ВАТА_ПИТТА_КАПХА.
Принципы подобия и противоположности используемые в Аюрведе, заключаются в том, что подобные (саманйа) факторы — становятся причиной увеличения или усиления доши (качества), а противоположные (вишеша) факторы — причиной ее снижения или ослабления. Доша Вата, например, может быть снижена чем то влажным и теплым, то есть тем, что обладает противоположными ей свойствами, в то время как дошу Питту уменьшили бы, охлаждающие факторы.
Ценность этого знания или концепции ДОШ для нас в том, что мы не можем исключить по своему желанию ни одно из качеств жизни, ни в своем теле, ни в окружающем нас пространстве. Но мы можем научиться создавать баланс, равновесие и в своем теле и в окружающем пространстве, научившись принимать и понимать ценность этих качеств, зная их в самих себе.
Если вы хотите действительного избавления от проблемы физиологической, избавления от какого либо заболевания, нужно посмотреть на чем основывает себя эта проблема, болезнь? За что она цепляется? Это просто — это наше тело.
Наш ум — как свидетель, который соглашается или не соглашается, ошибается или не ошибается. Но ум — субъект. Тело — же это объект. Итак, в нас есть субъективное начало, наш ум, наш воспринимающий и объективное его продолжение, наше тело.
Тело является также сосудом, этакой сковородой, кастрюлей в которой, варятся происходят все жизненные процессы, движения, упорядочивания, созревания, циркуляция — потоков жизненных энергий. Поэтому всё это в целом — называется организмом, организованным биологическим механизмом.
Чтобы процессы «варки» — распределения, переработки и циркуляции в организме происходил легко, и ум был счастлив, а не находился в сомнениях, раздражении и так далее — сосуд, кастрюля должна быть чистой. Если вы начнете варить свои супы и готовить в грязной посуде — какой будет у них вкус? Когда ваше тело, ваш язык почувствует этот вкус — ваш ум скажет «фу»…
Так как же можно «лечиться» ) принимать лекарства или выполнять какие то процедуры, массажи, терапии и так далее — если вы не очищаете. не выводите токсины, не выводите загрязнения из организма с его максимального глубоких клеточных уровней, если стенки всех этих его клеток настолько промаслены, «прожирены» всем этим клеем, пленкой всевозможных остатков жизнедеятельности, свободных радикалов и солей?
Каким образом эти клетки могут впитать полезные и необходимы лечебные ферменты, которые вы принимаете как лекарства или как диету, как терапию? Это — невозможно. Они конечно усваиваются, но очень медленно, незначительно. Поэтому, мы знаем, что хронические болезни, уходят, отступают очень медленно, если вообще отступают.
Аюрведа, предлагает другой подход к лечению — начиная с очищения, детоксикации организма, полного выведения нечистот, токсинов, благодаря простым процедурам панча-кармы,(панча — пять, карма — действие) использования необходимых действий для пяти элементов — направленных на разогрев и охлаждение тела, для отщепления и расщепления всевозможных токсинов на различных уровнях нашего организма, благодаря специальным масляным массажам, клизмам, насьям. промывкам носа, ушей, глаз и только затем предлагается лечение или расаяна терапия, что значит использование травяных и минеральных средств для установления полного баланса уже очищенных пяти элементов нашего организма, его основных качеств, дош. Таким образом аюрведа — это комплексный осознанный подход к лечению и поддержанию человека в совершенном здоровье и бодром расположении духа.