Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.17
Поистине, следует понять действие, следует также понять и неверное действие, и бездействие нужно понять. Непостижим ход действия.
“Действие”: чтобы понять действие, необходимо знать различные состояния сознания действующего, ибо характер действия главным образом зависит от уровня сознания того, кто его совершает. Вот возможные состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, трансцендентальное сознание, космическое сознание и сознание Бога.
Под действием здесь понимается верное действие, оказывающее жизненоподдерживающее влияние на действующего и на все творение, действие, которое способствует эволюции индивидуума и в то же время служит космической цели. Такое действие возможно только при полной гармонии ума человека с трансцендентным Бытием, лежащим в основе всего сущего, всей жизни и всех законов природы. Такая гармония присуща космическому сознанию. Сознание Бога — это другое состояние, в котором такие действия совершаются автоматически. В состоянии космического сознания человек, утвердившийся в космической жизни, совершает действия как индивидуум; в состоянии сознания Бога деятельность индивидуума, озаренная светом Бога, проходит на уровне, соответствующем уровню космической деятельности. Во всех своих действиях человек живет вечным Единством жизни.
“Непостижим ход действия”: естественная деятельность человека в трех относительных состояниях сознания — бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне — управляема дхармой его уровня эволюции. Дхарма различается на различных уровнях эволюции. Более того, даже на одном и том же уровне, в зависимости от конкретных обстоятельств и сфер жизни, дхарма может быть различной. На все эти различия накладывается дополнительная сложность, состоящая в том, что в каждом случае дхарма соотносится не только с деятельностью в аспекте влияния последней на индивидуума, но и в аспекте ее воздействия на семью, общество, нацию и весь мир. Каждая мысль, слово или действие вызывают волны влияния в атмосфере. Эти волны распространяются в пространстве, и все в творении испытывает на себе их воздействие. С чем бы они ни столкнулись, это приводит к некоторому результату. При огромном многообразии и бесконечности творения знать результат воздействия отдельной мысли на любой отдельный предмет просто невозможно. Эта сложность выходит за пределы возможного понимания. Отсюда слова Господа о “непостижимости хода действия”.
Существует много видов “неверного действия”: действия, которые причиняют их исполнителю вред в настоящем или будущем; действия безуспешные; действия, препятствующие эволюции; действия, ведущие к разрушению; действия, привязывающие исполнителя к круговороту рождения и смерти; действия, пагубно влияющие на среду и окружающих;
действия, противоречащие законам природы. Иначе говоря, даже поле неверного действия оказывается “непостижимым”.
Такие неверные действия возможны, пока действующий находится в состоянии неведения относительно своей дхармы, пока он не осознал сущностную природу своего “я”, природу деятельности и природу Бога, и пока бодрствующее состояние его сознания не получило поддержки трансцендентального чистого сознания.
“Бездействие”: отсутствие деятельности. Глубокий сон — это пример состояния бездействия, однако это не единственное такое состояние. Состояние бездействия оказывается присущим и трансцендентальному сознанию. Более того, бездействие — это необходимая составляющая космического сознания и также сознания Бога, ‘наивысшего состояния человеческой эволюции. С одной стороны, бездействие — это инертность глубокого сна, а с другой стороны, оно становится основой живой Реальности целого космоса. Вот в чем смысл слов Господа о том, что “и бездействие нужно понять”. Следовательно, непостижимо не только действие, но и бездействие.
“Поистине”: этим словом Господь подчеркивает важность знания о действии. Жить значит действовать — никому не избежать деятельности. А поскольку это так, то мудро знать не только то, что человек собирается сделать, но и где это в результате завершится.
Интересно непосредственно наблюдать за тем, как Господь, признав непостижимость хода действия и в то же время подчеркнув, что его нужно понять, умело проводит тонкую линию между этими противоположными фактами. Мудрость требовала того, чтобы для оправдания употребления слова “непостижимый” Господь не погружался в исследование хода действия. С другой стороны, слово “поистине” требует того, чтобы, к какому бы методу Он ни прибегнул, будь то детальный разбор или отказ от него, знание о действии было изложено. Господь избирает метод обучения, благодаря которому, не обладая знанием всего поля действия, можно воспользоваться всеми преимуществами, которые могло бы даровать такое знание. Он раскрывает искусство действия, благодаря которому, не утруждая себя приобретением знания о действии, можно наслаждаться благами, которые такое знание может дать. Это искусство действия подобно искусству садовника, который, поливая корни, заставляет сок подниматься к каждой части дерева, и при этом он не должен знать что-либо о механизме движения сока.
Таково чудо совершенства этой беседы. Господь сказал, что знание действия необходимо, и все же, поскольку ход действия непостижим, знание о нем не может быть полным. В связи с этим Он знакомит Арджуну со способом, который, избавляя от необходимости приобретения этого знания, дает те же результаты, что и само это знание. Все дело в том, что цель учения Господа не знание как таковое: его единственная цель — произвести особенный эффект в практической жизни. Важен результат, а не знание. Таково обоснование Йога Шастры, в высшей степени практической философии Божественного Единения. Его цель — дать практическую мудрость, благодаря которой любой человек может естественным путем достигнуть высшего блага жизни через свою деятельность.
Следующие стихи разъясняют это учение.
Назад | Оглавление | Вперед