Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.6
Хотя Я не рожденный и природа моя бессмертна, хотя Я и Владыка всех существ, все же, сохраняя Свою природу, Я рождаюсь Собственною силою творения.
Это место содержит объяснение важного психологического подхода. Поскольку Господь ранее подтвердил подлинность этой системы Йоги, провозгласив ее древность и величие традиции, Он теперь также разъясняет Арджуне, что Он, провозглашающий эту вечную мудрость, Сам по Себе велик и что одно Его слово может считаться авторитетным.
Направление этой беседы таково, что она заставляет Арджуну задавать Господу вопросы в отношении именно тех моментов, о которых Господь хотел бы поведать в дальнейшем. Если бы слова Господа об этом, а также предыдущая строфа были произнесены им в другом контексте, а не в ответ на вопрос Арджуны (стих 4), они не были бы столь действенны и убедительны. Именно величие учителя помогает ученику задать верный вопрос. Отвечая на него, учитель свободно развивает свою тему и в то же время поддерживает в ученике больший интерес, чем мог бы вызвать простой монолог учителя.
Хотя проявленное творение, которое включает людей и другие создания, возникает из непроявленного, это проявление возможно благодаря пракрита. Но божественное проявление непроявленного Бытия, которое приходит, дабы заново установить забытую мудрость жизни, происходит благодаря “Лила-шакти”, той самой силе Абсолюта, неотъемлемой части Его трансцендентной божественной природы.
Умение оперировать — это неотъемлемая сила хирурга. Иногда (например, в часы работы хирурга за операционным столом) она активно проявляет себя, а иногда (скажем, в дни его отдьиа) она находится в скрытом состоянии. Лила-шакти (сила игры Брахмана) действует аналогичным образом, и благодаря этому непроявленное, вечно пребывая в своем абсолютном состоянии, являет себя в творении. Таким образом
всемогущая природа вечного Бытия поддерживает Реальность в обоих Ее аспектах, как абсолютном, так и относительном.
Господь говорит: “…сохраняя Свою природу, Я рождаюсь”. Как сок дерева проявляется в листе и цветке, не теряя при этом своих свойств как сока, так и непроявленное Бытие рождается, оставаясь при этом непроявленным, нетленным и вечным. С Абсолютом ничего не происходит, и все же, благодаря Его собственной природе, возникает Инкарнация Абсолюта.
Здесь Господь говорит: “…Оставаясь в Своей Собственной природе, Я рождаюсь Собственною Силою творения, и ею же Я действую; вот как Я остаюсь несвязанным, и в то же время способным восстановить закон и порядок в творении”.
Этот принцип развивается в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед