Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.23
Тот, кто способен даже здесь, до освобождения от тела, противостоять возбуждению, рождаемому желанием и гневом, соединен с Божественным. Он — счастливый человек.
“Даже здесь”: оставаясь в рамках ограничений относительного поля повседневной жизни в миру. Способность “противостоять возбуждению, порожденному желанием и гневом”, основывается на состоянии высшей удовлетворенности, проистекающей из Единения с Божественным и из знания высшего “Я” как отделенного от поля деятельности в состоянии космического сознания, что является результатом этого Единения’. В этом состоянии вечной удовлетворенности нет никакой возможности какого-либо возбуждения. Возбуждение может возникать лишь в неудовлетворенном уме, вечно ищущем чего-то большего.
“Желание и гнев” принадлежат к области ума. Для того, чтобы какая-либо умственная деятельность имела место, должна с необходимостью существовать соответствующая деятельность в физической структуре нервной системы. Умственная активность желания и гнева вызывает очень сильное “возбуждение” нервной системы. Именно это физическое возбуждение и побуждает нервную систему к деятельности. У нереализовавшегося человека это возбуждение немедленно выражается в речи и действии, но в случае реализовавшегося человека оно укрепляется в вечной тишине, подобно тому, как корабль якорем крепится к морскому дну. Его нервная система постоянно поддерживает состояние спокойной готовности, которое соответствует чистому осознанию высшего “Я”, и это состояние спокойной готовности предотвращает возбуждение желания и гнева в нервной системе. Вот каким образом состояние его нервной системы не позволяет возбуждению возникнуть у реализовавшегося человека.
Самоосознание действует как поглотитель шока на ментальном уровне, тогда как состояние спокойной готовности нервной системы действует как поглотитель шока на физическом уровне. Это естественное состояние жизни в космическом сознании.
Жизнь протекает через желание. До тех пор, пока присутствует желание, возможность гнева будет всегда существовать, и поэтому возбуждение, вызываемое желанием и гневом, есть существенная черта жизни. Поэтому Господь не выступает в защиту устранения желания, но лишь говорит, что необходимо создать положение, в котором “возбуждение, порожденное желанием и гневом”, встречало бы автоматическое сопротивление в том смысле, чтобы оно не одолело жизнь.
Это положение создается развитием и умственного, и физического аспектов жизни благодаря практике Трансцендентальной Медитации, которая производит необходимое усовершенствование ума и нервной системы одновременно’. В состоянии космического сознания, описываемого как “соединение с Божественным” это усовершенствование таково, что оно не позволяет возбуждению желания и гнева возникнуть. Но Господь говорит: “до освобождения”, до обретения космического сознания. Это потому, что знание того, что высшее “Я” божественно в Своей природе и совершенно не привязано к полю деятельности, растет по мере продвижения практики обретения трансцендентального сознания, так что задолго до того, как человек действительно достиг космического сознания, проникновение Бытия в природу ума становится настолько глубоким, чтобы дать ему возможность противостоять “возбуждению, порожденному желанием и гневом”. Потребность в сопротивлении этому возбуждению возникает, только когда есть случай для его возникновения. Это случается только до того, как космическое сознание действительно достигнуто.
Тем не менее из этого учения ясно, что способность сопротивляться возбуждению следует рассматривать как один критерии соединения с Божественным. Это потому, что нет прямого способа измерить степень проникновения Бытия в ум, и установить, произошло ли полное и окончательное проникновение Бытия, или нет. Второй критерий, который дает Господь: “Он счастливый человек”; он свободен от “источников скорби”, как показано в предыдущем стихе.
“До освобождения от тела”: это выражение показывает , что данное учение — для ищущего, занимающегося практикой достижения Единства с Божественным. Это означает до освобождения от сковывающего влияния действия, прежде чем будет достигнуто состояние космического сознания, в котором высшее “Я” постоянно ощущается как отделенное от деятельности; до того, как растворится отождествление “я” и тела; прежде чем будет достигнуто состояние отречения.
Этот стих обыкновенно понимали превратно в том смысле, что сопротивление желанию — способ достижения Единения с Божественным, и это дало начало аскетическим практикам всякого рода и призывам к отказу от желания ради того, чтобы придти к Единению. Неверно предполагать, что этот стих предлагает путь к Единению через попытки сопротивляться желанию. Он просто соотносит Единение с Божественным, с естественной способностью противостоять желанию. Эта способность в относительном поле является выражением Единения в абсолютном поле. Единения с Божественным из двух легче достичь2. Оно образует основу способности сопротивляться.
Провозгласив в этом стихе, что ум йога остается непоколебимым в поле деятельности, Господь в следующем стихе продолжает описывать внутреннее состояние такого ума.
Назад | Оглавление | Вперед