Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.22
Все удовольствия, порожденные контактом, — лишь источники скорби; они имеют начало и конец, О сын Кунти. Просветленный человек не радуется им.
Этот стих контрастирует с предыдущим в том, что он объясняет принцип непривязанного состояния высшего “Я” и в тоже время дополняет его, разъясняя принцип счастья и страдания.
“Контакт”: как в предыдущем стихе, это означает контакт “я” с полем деятельности или опыта. Он изображает состояние, в котором “я” не остается незатронутым, состояние, в котором “я” остается вовлеченным в поле деятельности и в радости чувств. Такие радости суть “источники скорби”, из-за того, что “я” в них вовлечено. Однако, если высшее “Я” остается незатронутым, тогда радости чувств не являются источниками скорби, ибо это состояние высшего “Я” утверждено в вечном счастье.
Когда ум начинает находить удовольствие в объектах чувств, это показывает , что его наслаждение не внутри него; ум не прикрепился к блаженству высшего “Я”, он поглощен внешним направлением, далеким от блаженства. Если ум более не обращен в направлении блаженства, и если он не нейтрален, тогда он очевидно направлен в сторону скорби. Поэтому, когда ум поглощен внешними радостями, тогда он поглощен полем скорби. Все, что ведет ум вовне, становится источником скорби.
Эта истина о мирских наслаждениях оправдана, когда рассматривается с уровня космического сознания и с уровня сознания Бога, конечной реальности жизни. Если смотреть с обычного уровня сознания, то высказывание, что “удовольствия, рожденные контактом, — лишь источники скорби”, кажется абсурдным. Тем не менее, даже на этом уровне сознания этот же принцип применим: они “лишь источники скорби”, по той причине, что “они имеют начало и конец”.
“Просветленный человек не радуется им”: утвердившийся в состоянии высшего счастья, в Брахми-стхити, и ощущающий высшее “Я” как отделенное от деятельности, он по природе поднялся над феноменальной фазой жизни, над мимолетными радостями относительного поля, и таким образом, он не в том состоянии, где он может радоваться временным радостям. Когда розничный торговец становится оптовиком, он больше не имеет дела с розничной торговлей, которая требует больших усилий и дает меньшую прибыль.
Восприятие объектов чувств в состоянии бодрствования отличается от их восприятия в состоянии космического сознания. Это можно уподобить восприятию предметов через очки со стеклами разных цветов, из-за чего тот же предмет воспринимается по-разному. Просветленный человек просто не в состоянии “радоваться им” так же, как он это делал до реализации, из-за различия в его состоянии сознания.
“Источники скорби”: глубина счастья, которым кто-либо может наслаждаться, зависит от уровня его сознания. На каждом уровне сознания есть соответствующая глубина счастья. Этот принцип приложим также к разуму и силе.
Различие между сознанием просветленного человека и сознанием непросветленного так велико, как различие между Абсолютным и относительным, между светом и тьмой. По этой причине на радости чувств, которые восхищают невежественного, мудрый смотрит как на источники скорби. По сравнению с вечным блаженством Абсолюта, в котором естественно утвердился просветленный, мимолетные радости мира — “лишь источники скорби”. Когда Господь употребляет эти слова, то это для того, чтобы выразить истину, и в то же время произвести сильное впечатление на умы тех, кто поглощен такими радостями и чье видение ослеплено этим.
Если “я” наслаждается ощущением объектов чувств, то, коль скоро объекты изменяются, удовольствие скоро будет утрачено. Эта потеря удовольствия положит начало страданиям. Вот почему Господь говорит: “у них есть начало и конец”. “Просветленный человек не радуется им”. Тот, у кого отсутствует контакт с внутренним Бытием, оказывается во власти внешних удовольствий.
“У них есть начало и конец”: это выражение являет собой контраст с “вечным счастьем” из предыдущего стиха. Когда одна радость приходит к концу, “я” подвержено состоянию без радости, которое, по контрасту с ощущением радости, есть страдание. Но если высшее “Я” достигло состояния вечного счастья, тогда для Него не остается никакой возможности страдания. Отсутствие сознания-блаженства есть источник скорби.
Назад | Оглавление | Вперед