Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.23

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.23

Тот, кто способен даже здесь, до освобождения от тела, противостоять возбуждению, рождаемому желанием и гневом, соединен с Божественным. Он — счастливый человек.

“Даже здесь”: оставаясь в рамках ограничений относительного поля повседневной жизни в миру. Способность “противостоять возбуждению, порожденному желанием и гневом”, основывается на состоянии высшей удовлетворенности, проистекающей из Единения с Божественным и из знания высшего “Я” как отделенного от поля деятельности в состоянии космического сознания, что является результатом этого Единения’. В этом состоянии вечной удовлетворенности нет никакой возможности какого-либо возбуждения. Возбуждение может возникать лишь в неудовлетво­ренном уме, вечно ищущем чего-то большего.

“Желание и гнев” принадлежат к области ума. Для того, чтобы ка­кая-либо умственная деятельность имела место, должна с необходимостью существовать соответствующая деятельность в физической структуре нер­вной системы. Умственная активность желания и гнева вызывает очень сильное “возбуждение” нервной системы. Именно это физическое воз­буждение и побуждает нервную систему к деятельности. У нереализовав­шегося человека это возбуждение немедленно выражается в речи и дей­ствии, но в случае реализовавшегося человека оно укрепляется в вечной тишине, подобно тому, как корабль якорем крепится к морскому дну. Его нервная система постоянно поддерживает состояние спокойной готовно­сти, которое соответствует чистому осознанию высшего “Я”, и это со­стояние спокойной готовности предотвращает возбуждение желания и гнева в нервной системе. Вот каким образом состояние его нервной системы не позволяет возбуждению возникнуть у реализовавшегося че­ловека.

Самоосознание действует как поглотитель шока на ментальном уров­не, тогда как состояние спокойной готовности нервной системы действует как поглотитель шока на физическом уровне. Это естественное состояние жизни в космическом сознании.

Жизнь протекает через желание. До тех пор, пока присутствует же­лание, возможность гнева будет всегда существовать, и поэтому возбуж­дение, вызываемое желанием и гневом, есть существенная черта жизни. Поэтому Господь не выступает в защиту устранения желания, но лишь говорит, что необходимо создать положение, в котором “возбуждение, порожденное желанием и гневом”, встречало бы автоматическое сопро­тивление в том смысле, чтобы оно не одолело жизнь.

Это положение создается развитием и умственного, и физического аспектов жизни благодаря практике Трансцендентальной Медитации, ко­торая производит необходимое усовершенствование ума и нервной сис­темы одновременно’. В состоянии космического сознания, описываемого как “соединение с Божественным” это усовершенствование таково, что оно не позволяет возбуждению желания и гнева возникнуть. Но Господь говорит: “до освобождения”, до обретения космического сознания. Это потому, что знание того, что высшее “Я” божественно в Своей природе и совершенно не привязано к полю деятельности, растет по мере про­движения практики обретения трансцендентального сознания, так что за­долго до того, как человек действительно достиг космического сознания, проникновение Бытия в природу ума становится настолько глубоким, чтобы дать ему возможность противостоять “возбуждению, порожденному желанием и гневом”. Потребность в сопротивлении этому возбуждению возникает, только когда есть случай для его возникновения. Это случается только до того, как космическое сознание действительно достигнуто.

Тем не менее из этого учения ясно, что способность сопротивляться возбуждению следует рассматривать как один критерии соединения с Божественным. Это потому, что нет прямого способа измерить степень проникновения Бытия в ум, и установить, произошло ли полное и окон­чательное проникновение Бытия, или нет. Второй критерий, который дает Господь: “Он счастливый человек”; он свободен от “источников скорби”, как показано в предыдущем стихе.

“До освобождения от тела”: это выражение показывает , что данное учение — для ищущего, занимающегося практикой достижения Единства с Божественным. Это означает до освобождения от сковывающего вли­яния действия, прежде чем будет достигнуто состояние космического со­знания, в котором высшее “Я” постоянно ощущается как отделенное от деятельности; до того, как растворится отождествление “я” и тела; прежде чем будет достигнуто состояние отречения.

Этот стих обыкновенно понимали превратно в том смысле, что со­противление желанию — способ достижения Единения с Божественным, и это дало начало аскетическим практикам всякого рода и призывам к отказу от желания ради того, чтобы придти к Единению. Неверно пред­полагать, что этот стих предлагает путь к Единению через попытки со­противляться желанию. Он просто соотносит Единение с Божественным, с естественной способностью противостоять желанию. Эта способность в относительном поле является выражением Единения в абсолютном поле. Единения с Божественным из двух легче достичь2. Оно образует основу способности сопротивляться.

Провозгласив в этом стихе, что ум йога остается непоколебимым в поле деятельности, Господь в следующем стихе продолжает описывать внутреннее состояние такого ума.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное