СЕМЬ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСОЗНАНЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКИ
Стих 1
И сказал Арджуна: «Что есть Брахман? Что есть Адхьятма, и что есть Карма, о, Пурушоттама (Господь Кришна)? Что есть то, что называют Адхибхутой, и что такое Адхидайва?»
[Прим.: В более поздние годы Махариши использовал слово «Брахм» вместо «Брахман».]Что есть реальность Космической Жизни (Брахман)? Что есть эта Космическая Реальность в отношении индивидуальной жизни (Адхьятма)? Что есть действие (Карма)? Что есть это эфемерное существование или физическая сфера жизни (Адхибхута), и кто ответственен за действие и это эфемерное существование (Адхидайва), о, Наивысший Пуруша?
Стих 2
«Кто и что есть Адхиягья здесь, в этом теле, о, Мадхусудана (Господь Кришна)? И как познают Тебя те, чей разум спокоен, в момент своей смерти?»
Кто есть божество, руководящее процессом эволюции здесь, в этом теле, и как оно функционирует? Арджуна хочет узнать всё о действиях, способствующих процессу эволюции, всё о божественной силе (Адхиягья), вовлечённой в процесс облагораживающих действий (Ягья).
«Ты»: Пурушоттама, так обращался Арджуна к Господу Кришне в предыдущем стихе, и как Господь сам называл Себя в последних стихах предыдущей главы.
Эти вопросы Арджуны вытекают из последнего стиха седьмой главы в связи со знанием совершенного просветления, подробное объяснение которого Арджуна желает получить.
Стих 3
Блаженный Господь ответил: «Брахман – это Непреходящее, Трансцендентное. Его природа – Адхьятма. Устремление, являющееся причиной бытия, именуется Кармой»
Брахман – это Космическая Реальность, наивысшее, непреходящее, трансцендентальное, абсолютное Бытие. Оно настолько полное и совершенное во всех отношениях, что ему в его состоянии неведомы никакие изменения или отклонения.
Адхьятма – это природа Брахмана (Свабхава), обитель Брахмана в каждом отдельном теле – индивидуальная реальность, индивидуальное Я, душа или Атма. Она трансцендентна, как и Брахман. Одна и та же наивысшая реальность есть Брахман, в отношении вселенной, и Адхьятмы (или Атмы (Я)), в отношении человека.
Карма. Первое проявление Кармы – это тончайшее состояние мысли, которое, развиваясь, ведёт к возникновению более грубых состояний Кармы. «Карма» означает “действие” или “деятельность”. Карма начинается с устремления Брахмана к творению. Именно поэтому она описывается здесь как «устремление, являющееся причиной бытия».
Атма – индивидуальное существование вездесущего, универсального Брахмана, нерождённого, неизменного и вечного – проявляется в виде Дживы – собственно субъекта индивидуальной жизни. Атма – это трансцендентный Брахман в человеке; это безмолвный свидетель всего. Он не является ни активным, ни пассивным. Он не является ни субъективным, ни объективным аспектом человеческой личности; он трансцендентен.
Субъективность личности относится к Дживе, которой принадлежат человеческие понятия «Я» и «Моё», Джива – это субъективное проявление Атмы, а тело – объективное. Атма – вечный, божественный аспект Дживы (индивидуального Я) – именуется Адхьятмой. Его называют Свабхавой, потому что он является сущностью Брахмана.
Творческая сила Брахмана побуждает непроявленное – единое, постоянное, вечное – проявиться в виде непрерывно меняющегося, множественного и многообразного творения. Этот акт проявления называется Кармой. Карма – это проявление творческой силы Брахмана.
Стих 4
«Адхибхута – это преходящее существование, Адхидайва – это Пуруша. Адхиягья – это Я, здесь, в этом теле, о, Наилучший из Воплощённых (Арджуна)»
Адхибхута – это преходящее существование. Этим Господь передаёт Арджуне знание о бренном и преходящем аспекте всего творения. В предыдущем стихе путём объяснения понятий «Брахман» и «Адхьятма» Арджуна получил знание о непреходящем аспекте творения как на Космическом, так и на человеческом уровне. То, что поддерживает Адхибхуту, есть Адхидайва – Пуруша, Космическое Эго, состоящее из бесчисленных эго (душ) индивидуальных существ, населяющих творение.
Очевидно, что многообразие творения, его существование, сохранение и растворение зависят от различных Законов Природы. Эти законы одновременно строгие и гибкие. Строгостью и гибкостью этих Естественных Законов управляют различные силы Природы, именуемые Богами (см. примечание ниже). Боги и их деятельность лежат в основе всех уровней творения – от тонких до материальных. Символом совокупности Богов является Пуруша – верховное божество вселенной, которое управляет различными силами Природы, отвечающими за создание, сохранение и растворение всего сущего, и которое непрерывно вращает колесо преходящего творения.
Объяснив понятие «Адхидайва», Господь раскрыл Арджуне знание о мире Богов, о божественном управлении и о внутренней структуре творения, на которой основывается феноменальная фаза всей вселенной.
Ягья, как уже объяснялось (см. комментарий Махариши к Главе 3, Стих 9), – это действие, ведущее к эволюции.
Адхиягья, которая является основой Ягьи и которая поддерживает ее, – это божественная сила в Природе. Господь говорит: «Адхиягья – это Я». Именно выражение «Я есть Я» помогает понять значение Адхиягьи. Господь Кришна символизирует Божественный Разум (См. перевод Махариши Главы 7, Стих 30), являющийся причиной космической эволюции.
Примечание
Махариши объясняет, что Ведические Дэвата (Боги) – это Законы Природы, управляющие всей вселенной и поддерживающие её совершенный порядок. Они представляют собой импульсы Творческого Разума, отвечающие за создание, сохранение и развитие всего во вселенной; это творческие силы космических масштабов, пронизывающие всё творение.
Ведические Дэвата – это управители всех аспектов творения; это живой разум, присутствующий в каждой точке, каждом зёрнышке творения. Аналогично тому, как закон гравитации “управляет” притяжением различных масс, ведические Дэвата руководят каждой формой и функцией творения. Например, ведический Бог, управляющий безмолвием, – это Шива, а Бог, управляющий динамикой, – Вишну.
Ведические Дэвата неотделимы от наивысшей реальности Я – Атмы – Единого Поля Естественного Закона.
Каждая точка творения – проявленная или непроявленная, воодушевлённая или невоодушевлённая, микроскопических или космических размеров – в своей наивысшей реальности является Единым Полем.
Каждый индивидуальный Закон Природы или совокупность Законов Природы, действующих в тех или иных условиях во времени и пространстве, – это динамика Единого Поля – ведические Дэвата.
Ведические Дэвата являются неотъемлемыми аспектами нашей человеческой физиологии. Они присутствуют в каждом человеке и имеют те же формы и функции, что были описаны в ведической литературе. Ведические Дэвата присутствуют в физиологии каждого человека, независимо от его касты и вероисповедования, независимо от того, какой политической партии он симпатизирует, или в какой географической области он родился. Таким образом, ведические Дэвата – это не религиозные, философские или поэтические концепции, а научная реальность.
Разум, пребывающий в гармонии с Бытием, – это разум, который естественным образом поддерживает действие, ведущее к эволюции. Такой разум является индивидуальным проявлением Божественного Разума, символизируемого Кришной, который суть цель Космической Жизни. Именно поэтому Он говорит:
«Адхиягья – это Я», Это Я – Божественный Разум, лежащий в основе Ягья – деятельности, ведущей к эволюции.
Таким образом, здесь проведено ясное различие между состоянием Адхиягья (Божественный Разум) и состояниями Адхьятма (непреходящая Душа) и Адхибхута (преходящий аспект жизни, тело). Личность – Джива – пребывает одновременно в преходящем и в непреходящем аспектах жизни. Возвышаясь над влиянием преходящего при помощи Адхиягья – Божественного Разума, – она остаётся под влиянием одного лишь непреходящего – состояния вечной свободы в Божественном Сознании.
Джива обращается к Ягья, и, таким образом, её индивидуальность превращается в космическое существование Брахмана. Капля становится океаном; цель космической эволюции достигнута.
В объяснении понятия «Адхиягья» Арджуна получил знание о внутреннем механизме эволюции. Процесс эволюции осуществляется Божественным Разумом, и индивидуальный разум достигает уровня Божественного Разума, приводя своё неустойчивое состояние к вечному постоянному состоянию Абсолютного Бытия посредством регулярной практики Трансцендентальной Медитации.