ПРЕДАННЫЙ ОБРЕТАЕТ ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Стих 29
Те, кто стремятся к освобождению от старости и смерти, найдя прибежище во Мне, познают эту Реальность Космической Жизни (Брахмана) – Высшее Я (Адхьятму) во всей полноте и все поле действия.
[Прим.: Попытка обессмертить вечно изменчивую фазу жизни требует предельного усилия. Для освобождения нужно одного рода усилие, в результате колебаний (ума) от самого грубого до самого тонкого, достигается Трансцендентное. Но попытка обессмертить то, что умирает это предельное усилие – все усилия достигают своего пика здесь. Поэтому “тот, кто совершает такое усилие, наравне со стремлением найти Меня“, совершает действие во всей его полноте. См. Глава 6. «Предельное усилие» не подразумевает напряжения, это представляет собой «действие во всей его полноте». Это величайшее действие, основанное на величайшем намерении (Санкальпе), на величайшей преданности, на опыте глубочайшей тишины, приводящее к достижению величайшей цели в жизни – так «Преданный обретает Просветление».]«Найдя прибежище во Мне»: обретя Космическое Сознание. Это центральная идея в этом стихе. Как его достичь уже объяснялось в предыдущем стихе, а результаты этого достижения показаны в этом стихе.
Когда во время медитации ум выходит в трансцендентное, он обретает статус Брахмана – он становится Этим (Им). Будучи Этим, когда ум возвращается в поле относительного, его можно считать познавшим Брахмана.
Когда благодаря этой практике совершенный трансцендентальный Абсолют становится природой этого ума, тогда абсолютное Бытие приходит в гармонию с индивидуальным бытием. В таком состоянии ум считается познавшим (Высшее) Я, или Адхьятму. Как было разъяснено в комментарии к предыдущему стиху, ум в этом состоянии, приходя в согласие с Космическим Законом, сам становится фундаментом всех Законов Природы, и тем самым приходит в согласие с самой основой любой деятельности (См. Стих 20, 22).
Посредством действия (Кармы) происходят изменения. Само изменение и есть Карма. Изменения неотвратимы в физической сфере жизни, в виду того, что вся физическая структура жизни есть результат взаимодействия трех Гун. Но Господь говорит: «Те, кто стремятся к освобождению от старости и смерти»; это указывает на возможность прекратить процесс изменений на физическом плане, по крайней мере, в жизни индивидуума, если не во всей вселенной.
Суть техники, данной Господом в этом стихе заключена здесь – «найдя во Мне прибежище». Это учение несет огромную важность. Оно содержит в себе тайный ключ к простым техникам, способным прекратить процесс старения и смерти на физическом уровне жизни. Именно это учение чрезвычайно практического характера Господь обещал дать во втором стихе, сказав, что постижение этого знания, «ничего иного не оставит здесь, что стоило бы познать».
Это есть то знание, которое на самом деле приносит свободу от рабской зависимости от неизбежности перемен, обыкновенно сопутствующим жизни. Это есть то знание, которое трансформирует вечно меняющееся в неизменное. Это наука жизни, наука физической жизни, или физика высшей природы. Это практическое знание, которому подвластны не только основы физической жизни, не только основы действия и изменения, но которое также способно управлять основной деятельностью и изменениями, и преобразовать изменение в неизменность.
Возможность, предлагаемая этим учением, превосходит все границы невозможного. Все зависит от самого человека. Бхагавад-Гита – это священное писание Йоги, практический научный труд о том, как привести человека в гармонию с космическим вечным Бытием. Ее учение просто и открыто для каждого. Помимо этого излишне здесь давать какие-нибудь комментарии к этому стиху.