ЖЕЛАНИЕ ПРИВОДИТ К ДРУГИМ БОЖЕСТВАМ
Стих 20
Те же, чье знание уносится прочь к тому или иному желанию, обращаются за помощью к другим Божествам, совершая тот или иной обряд, побуждаемые своей собственной природой.
Последовательность слов имеет важность.
Удовлетворенность обретается обращением к Бытию, а желания исполняются обращением к различным Божествам. [Прим.: Махариши проясняет, что Ведические Дэваты [Божества] – это Законы Природы, которые руководят всей вселенной и поддерживают ее в абсолютном порядке. Они являются импульсами Созидательного Разума, ответственными за творение, поддержание и эволюцию всего во вселенной; они есть те созидательные силы космического масштаба, пронизывающие все мироздание.]
Божества ублаготворяются через определенные способы исполнения обрядов, и различные виды обрядов выбираются согласно своим собственным природным склонностям. Это показывает, что есть несколько различных способов умилостивить одно Божество.
Здесь противопоставлены обращение ко Мне и обращение за помощью к Божествам. Этот стих показывает, что следуя за различными желаниями, человек тратит «множество рождений», как утверждалось в предыдущем стихе.
Ведические Дэваты – это администраторы каждого аспекта творения; они есть живой разум, присутствующий в каждой точке, в каждой частичке творения. Точно также как закон гравитации распространяет свою «власть» на притяжение между разными массами, так и Ведические Дэваты исполняют свою административную роль над каждой формой и функцией в мироздании. К примеру, Ведический Дэвата, управляющий тишиной называется Шива, а Ведический Дэвата, управляющий активностью это Вишну.
Ведические Дэваты не отдельны от конечной реальности Высшего Я – Атмы – Единого Поля Природного Закона. Каждая точка творения, проявленная или непроявленная, одушевленная или неодушевленная, микроскопического или космического размера, в своей изначальной сути есть не что иное, как Единое Поле.
Каждый Индивидуальный Закон Природы или любая совокупность Законов Природы, действующих при любых обстоятельствах в пространстве и времени, есть не что иное, как динамика Единого Поля – Ведические Дэваты.
Ведические Дэваты – это неотъемлемые аспекты нашей собственной человеческой физиологии. Они воплощены в каждом человеке, и имеют тот же самый вид и функции, какие описаны в Ведической Литературе.
Ведические Дэваты присутствуют в физиологии каждого, независимо от касты или происхождения; независимо от того, к какой политической партии он принадлежит, или в какой географической точке рожден.
Следовательно, Ведические Дэваты не религиозные, философские или поэтические концепции, а научная реальность. (Прославление Ведических Дэват в Человеческой Физиологии).
Те, для кого цель жизни неясна, заняты активностью для поддержания жизни. Они не видят, зачем и для чего следует поддерживать жизнь. Весь их разум и силы используются с целью накопления большего количества жизненных благ, и их желания сконцентрированы на том, что принесет им большее материальное процветание.
Пытаясь удовлетворить свои растущие запросы, они обращаются к высшим силам Природы и совершают ритуалы предписанным образом, чтобы заслужить их благословение. «Тот или иной обряд» означает некие определенные ритуалы, предписанные священными писаниями.
Как у разных людей есть свои разные пристрастия, так же и разные Божества, или высшие силы природы, имеют свои собственные вкусы и предпочтения. Ритуалы, предписанные в священных писаниях для ублажения какого-то Божества, исполняются согласно природе этого Божества. Соблюдая эти обряды, те, кто поклоняются Божествам, получают благословения на исполнение своих желаний.
«Знание уносится прочь» значит что Самосознание, или Божественное Сознание, искажается, Трансцендентальное Самосознание заменяется «тем или иным желанием». Суть в том, что желание искажает состояние Бытия. Процесс мышления и желания противоположен состоянию Бытия. Состояние Трансцендентального Сознания, или состояние Бытия, обретаемое во время Трансцендентальной Медитации, нарушается, когда ум поднимается на поверхность с какой-то мыслью. В этом случае содержание мысли не имеет значения. Появление мысли выводит ум из этого состояния Чистого Сознания. Поэтому Господь говорит «к тому или иному желанию». Если вы даже думаете о Боге, это все равно мысль, и с этой мыслью ум покидает Чистое Сознание. Поэтому мудрость в том, что желание или мысль уводит человека от его божественной природы, внутренне присущей ему.
Еще одна мысль подразумевается здесь, что это не случайный принцип, что желание неизбежно вынуждает ум покинуть внутреннюю божественную природу Трансцендентального Самосознания. Не для всех справедливо, что их знание отвлекается на то или иное желание. Эта идея выражена Господом в словах «Те же, чье знание…».
Это означает, что могут быть и те, чье знание не уносится прочь желаниями. Это те, для кого состояние Трансцендентального Самосознания, или Бытия, с такой концентрацией проникло в природу их ума, что даже, когда они находятся в поле мысли и действий, их сознание погружено в Бытие.
В этом состоянии они могут удовлетворять то или иное желание и заниматься любой деятельностью. Они могут даже начать поклоняться другим Божествам, но они не утратят свою вечную свободу в Божественном Сознании.
Этот стих не подразумевает осуждения желаний и поклонения другим Божествам, в соответствии с чьей-либо «собственной природой»; он лишь вызывает сожаление о состоянии ума тех, кто не обрел твердой устойчивости в Бытии и не обеспечил себе прочного состояния Бытия – подобно тем людям, что бросаются в воду, не умея плавать.
«Безопасность на первом месте» – таким должен быть принцип жизни каждого. Глубокий пруд поглотит любого, кто не знает, как ему удержаться на поверхности.
Мир желания и действия лишит любого его естественного состояния божественного блаженства, если он не обладает знанием и непосредственным опытом Бытия, которое единственно способно поддерживать его состояние божественной свободы в мирской жизни.
В следующем стихе объясняется, что Сам Всемогущий Бог устанавливает связь преданных с их Божествами.
Высший трансцендентный Повелитель всех нас помогает каждому из нас на нашем уровне сознания, и Он всегда готов возвысить нас всех до Его уровня вечного Бытия, вечной свободы, вечного блаженства, как только мы захотим. Как всех нас Любящий Отец, вездесущий и всеведущий, Он ограничен нашими чувствами к нему. Наша преданность позволяет Ему проявить Его волю для нас и тогда нам открываются все блага.
Ни один человек, никто из нас, не лишен преданности. Все мы имеем возможность наслаждаться всеми благами и счастьем в жизни. У каждого из нас внутри достаточно преданности, способной возвеличить нас до уровня божественной воли, божественного блаженства, божественного прибежища и милости Бога.
Что нам не хватает, так это знания, что каждый из нас способен достичь этого божественного просветления. Это незнание устраняется благодаря учению, упомянутому здесь.