7
Следуйте пути, который делает человеческую жизнь достойной проживания
Не растрачивайте драгоценное время на беспокойства о желудке и на проживание в наслаждении чувственных восприятий (речь, осязание, форма (внешний вид), вкус и запах). Вы переносили все эти наслаждения в прошлых жизнях как животные, птицы и насекомые. Если вы продолжаете тот же путь даже после обретения человеческого существа, тогда вы останетесь захваченными внутри 8.400.000 форм жизней[1] и достижение освобождения будет сложным.
Оцените (важность) своего человеческого рождения должным образом и действуйте с различением (разумностью). Поймите, какой путь действительно принесет пользу вам и поступайте таким образом, что вы не будете вынуждены возвращаться в тюрьму утробы.[2]
Направьте свою жизнь к добродетели, праведности [dharma]. Подчинение границам дхармы приводит к великому счастью, удаче. Пренебрегайте обладанием свободы воли,[3] не полагайте, что вы свободны от поля (области) дхармы. Если вы покоряетесь правилам дхармы, это улучшит ваше положение в этом мире и даже поднимет вас в другой мир [paraloka].
Если вы думаете, что вы свободны от области дхармы, тогда вы непременно попадете под сферу адхармы (неправедности) и, в конечном счете, уничтожите самих себя. Следование своей собственной дхарме является средством, при помощи которого человеческая жизнь может осуществиться (завершиться). Следование своей собственной дхарме является необходимостью во всех областях индивидуальной жизни – личной, социальной, политической, национальной и международной. Во всех сферах, если кто-либо поддерживает свое тело, чувства, ум и интеллект в соответствии с дхармой, он может избежать адхармы.
Пренебрежение дхармой означает принимать адхарму. В любой сфере (жизни), если кто-либо пренебрегает дхармой, тогда в этой сфере адхарма захватит власть и эта определенная сфера станет загрязненной.[4] Впоследствии, все результаты адхармы случатся только с правонарушителем. Лишь тот, кто совершает действие, будет нести ответственность за результат.
Следовательно, во время выполнения любого действия – будь оно личным, общественным или политическим – взвешивайте с тщательностью, противоречит ли поступок дхарме. Не реализовывайте даже часть того действия, которое противоречит дхарме. Иногда действия, которые противоречат дхарме, могут быть выгодными тем, чей разум (интеллект) характеризуется агрессивностью и невежеством,[5] но их конечный эффект (результат) будет маловлиятельным и бедственным. Итак: следование дхарме всегда благоприятно, следование адхарме или дхарме другого [paradharma] всегда пагубно.[6]
[1] «Восемьдесят четыре лакх» (лакх измеряется 100,000) – это известное выражение для обозначения бесчисленного количества.
[2] В одном из немногих эпизодов из жизни Брахмананда джи, он, как известно, заявлял, что помнит свой опыт нахождения в утробе с множеством деталей, описывая неудобства и лишения, которые менее осознанные души обычно забывают. Мы полагаем, что здесь он ссылается на рабский характер земной жизни, что иллюстрируется ее принудительным циклом рождения, смерти и перерождения.
[3] Мы перевели слово svatantra или «чей-либо собственный план» (план жизни) как обладание «свободы воли». Брахмананда Сарасвати сравнивает svatantra с dharmakatantra и adharmakatantra, которые переводятся как «поле дхармы» и «поле адхармы».
[4]Kalusita может означать «оскверненный, греховный, загрязненный, дурной».
[5] То есть, раджогуна (rajoguna) и тамогуна (tamoguna).
[6] См. БхагавадГита стих 3.35, который уверяет читателя, что следование своей собственной дхарме предпочтительнее, чем следование дхарме другого. «… . Дхарма другого приносит опасность».
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед