99
Будьте свободны как от отказа, так и от получения
От чего вы можете отказаться?
С самого начала, этот мир [сансара] уже отдельный [от вас]. Звук, форма, вкус, запах и т.д., какие бы вещи тут ни были обнаружены, они уже отличаются от вас. Они существуют отдельно. Если мир [сансара] в любом случае отделен от вас, тогда от чего вы можете отказаться? Прежде чем вы успеете от них отказаться, они уже отделены, так как они отличны от вас. Из-за этого, размышления или разговоры об отречении от вещей фальшивы, своего рода пустое хвастовство. В чем слава от умерщвления умерщвленных? Кто-нибудь стреляет в мертвое животное в джунглях, хвастаясь, что подстрелил тигра? Это то же самое, что говорить: «Я отрекся от такой-то и такой-то вещи». В этом мире [сансара] всё уже отделено [от вас]. Ничего уже не может быть создано как вещь, от которой можно отказаться. Все вещи, по природе своей, уже отделены от вас.
А что вы можете получить?
В этом мире нет ничего, что можно получить. Что вы можете получить? Что бы вы ни увидели, оно не настоящее, как деньги фокусника. В них нет реальной вещественности.
Вещь может считаться подходящей для приобретения, если она дарит умиротворение и счастье. Все объекты этого мира [сансара] преходящи, и всё закончится отделением. Печаль, которую мы испытаем, когда будем отделены от них, сильнее счастья, которое мы испытываем, когда получаем их, и даже перемены, которым мы подвергаемся в процессе получения их, приносят печаль. Поэтому этот союз [с объектами] в итоге закончится печалью. Поэтому здесь нет объекта, заслуживающего приобретения. В этом мире [сансара], вообще ничто не стоит того, чтобы это приобретать.
Если вы вглядитесь в сущностную природу, вы сможете увидеть с помощью чувства:
सर्वं खल्विदं ब्रह्म
Sarvam khalvidam brahma
«Весь этот мир есть Браман».1
(Чхандогья-Упанишад 3.14.1)
Нет ничего другого, кроме этой сущностной природы. Итак, если всё есть то же, что и ваша сущностная природа, и нет ничего отличного от неё, тогда что в действительности может быть приобретено? Тем же образом, в этом мире [сансара] нет ничего, что можно было бы получить. Итак, на что бы вы ни посмотрели, нет ничего, что можно было бы получить в этом мире.
Вот почему говорится, что вы не должны желать получить что-то или отказаться от чего-то. Воздерживайтесь полностью от отказа и приобретения. Когда у вас нет желания приобретать или отказываться от чего-либо, тогда вы будете свободны от ваших прошлых тенденций и станете установленными в вашей сущностной природе.
Итак, обдумайте и твердо проясните в своем уме, что нет ничего, от чего можно отказаться или получить. После установления в этом понимании, погрузите себя в блаженство вашей сущностной природы. В этом заключается осуществление цели человеческого рождения.
1 Это одно из великих изречений (махавакья) в Упанишадах.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед