98
Обижать тех, кто обижает нас, неправильно
Ksamaa khadgah kare yasya, durjanah kim karisyati
«Тому, кто держит меч прощения, невозможно нанести рану».
Atrne patite trahih svayamevopashaamyati
«Там, где нет ни соломинки, что может сделать искра? Она погаснет сама собой».
Подобным образом, злость, проявленная в отношении человека, умеющего прощать, сойдёт на нет сама собой. То есть, всегда нужно занимать позицию невозмутимости.
Все действия следует выполнять, оставаясь в одной из следующих четырех позиций: дружелюбие, доброта, счастье и безразличие.1 Не стоит полагаться на любую другую позицию. Если вы последуете этому совету, никто вас не потревожит.
Существуют некоторые вопросы, относительно неправильного применения богатства. Неправильное применение №12 – тратить богатство на злые дела. Неправильное применение №2 – неудачно тратить доходы, отложенные на будущее. Даже если богатство тратится не на плохие дела, а на добрые, если применение неудачное, оно по-прежнему неправильное. Таким образом, неправильное применение №2 случается, когда деньги не тратятся на плохие дела, но в то же время не тратятся и на добрые.
Надлежащее использование богатства, во-первых, это когда оно тратится на достойные дела. Всегда надо стараться надлежащим образом использовать эту жизнь. В наши дни, люди прожигают свое драгоценнейшее время, прикрываясь аргументами касты и секты. Рождение в одной касте или в другой это свершившийся факт в жизни, но те, кто впутывает себя в формирование кастовых групп, поворачиваются спиной к Бхагавану. Где бы ни было получено рождение, должно сделать все возможное, чтобы выйти из тюрьмы рождения и смерти, а не поддерживать другую тюрьму, именуемую кастой. Должно извлекать преимущества из касты и секты до следующей степени: перенимать какие бы то ни было добрые вещи, если рекомендовано в Ведах и Шастрах, и держаться в стороне и избегать каких бы то ни было вещей, если они запрещены в Ведах и Шастрах. При таком подходе, кастовая гордость имеет смысл. Будьте уверены, что хорошие вещи это только те, которые согласуются с Ведами и Шастрами. Ничего не становится хорошим или плохим, согласно только нашему мышлению. Хорошо то, что Веды и Шастры декларируют как хорошее, и то плохо, что они декларируют как плохое.
Если вы желаете богатство, накопите такое богатство, которое сопроводит вас [после смерти]. В чем польза от накопления богатства, которое временно и придется оставить в этом мире?
Одно можно сказать наверняка: из-за недостаточности способности к различению, [есть] «dhanaasaa jivitaasaa cajiryato ‘pinajiryate».3 Желание обрести богатство и жить вечно не покидает даже на смертном одре. Вот иллюстрация.
Жила-была пожилая женщина. Сводила она концы с концами, продавая хворост, который везде собирала. Жизнь ее была полна печали. Однажды, когда она собирала хворост в лесу, её охватила жадность и она набрала так много веток, что вязанка стала слишком тяжелой, чтобы водрузить её на голову, как она ни пыталась поднять её. В конце концов, она оставила всякую надежду.
– Эх, вот бы пришла Смерть и освободила меня от страданий, – с отвращением сказала пожилая женщина. И не успела она произнести эти слова, как Смерть появилась прямо передней.
– Скажи мне, дорогая матушка,4 зачем ты звала меня? – спросила Смерть.
– Ты кто? – спросила женщина.
– Я Смерть, – ответила Смерть. – Ты позвала меня, вот я и пришла.
– Очень хорошо, что ты пришла, – нашлась женщина. – Я позвала тебя нести эту вязанку хвороста.
Главная мысль в том, что не имеет значения, в каком состоянии находится человек, пока он дышит, он не хочет умирать. Но если кто-то живет, только чтобы есть и пить, такая жизнь лишена смысла. Жизнь наполнится смыслом, только если она проживается таким способом, который готовит человека к будущему. Если жизнь посвящена только чувственным удовольствиям, таким образом накапливая грехи, тогда лучше умереть, чем жить.
Вы всегда должны помнить, когда занимаетесь ежедневными делами, что даже если ваша деятельность не приносит никому пользы, тогда, по крайней мере, она не должна никому вредить. Наряду с этим, вы должны выполнять, по крайней мере, некоторое количество поклонения и созерцания Бога.
Ум всегда переменчив. Но концентрируется он на чем-то или нет, он должен тратить некоторое время на поклонение и молитву. Пусть ваш ум не сфокусирован сейчас, он станет более точно сфокусирован через несколько дней, но вы должны продолжать свою практику. Если вы пьете воду из определенного стакана, через несколько дней вам будет нравиться этот стакан, и если вам предложить воду в другом стакане, вы спросите: «Где тот старый стакан?» Аналогично, всего через несколько дней вы полюбите гулять с тростью, которую постоянно сжимаете в своей руке. Тем же образом, поскольку вы продолжаете повторять имя Бхагавана, вы начнете любить это, как тот стакан и трость для ходьбы.
По этой причине, даже если вы не способны сохранять концентрацию ума, вы должны продолжать повторять имя Бхагавана. Позвольте уму идти, куда он пойдет.
1 Йогасутра 1.33: «Ум очищается посредством практики дружелюбия, доброты, счастья и безразличия (невозмутимости, которая развивается из незаинтересованности) по отношению к кому-либо счастливому, опечаленному, добродетельному или порочному». Эти 4 качества [майтри, каруна, мудита и упекша] – те же, что и 4 важнейшие добродетели в классическом буддизме.
2 Гурудэв использует английские выражения «номер один» и «номер два» в оригинале.
3 Фраза на санскрите, означающая «богатство и жизнь».
4 Смерть здесь использует уважительное обращение «матаджи» к женщине, принятое в Индии.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед