Очень редкий текст, из раннего периода Махариши. Запись этой лекции Махариши была сделана в Лос-Анджелесе в 1959 году (вероятно, в доме миссис Олсен).
Согласно мировоззрению древних риши, существует 5 таттв (принципов, элементов, стихий), из которых состоит вся вселенная – эфир, огонь, воздух, вода, земля. И здесь Махариши раскрывает, что во время Трансцендентальной медитации мы последовательно переживаем утонченное состояние эфира (Акаш), а затем ум утончается и достигает еще более тонкого состояния Ананды (блаженства), из которого состоит даже Акаш. В обратном порядке – эфир, уплотняясь, образует таттву огня, воздуха и так далее, а 5 элементов, бесконечно рекомбинируясь, образуют все зримые, осязаемые вещи и явления. Таким образом, вся материальная вселенная вокруг нас представляет собой Ананду, соткана из блаженства, подобно тому, как лед и снег представляют собой замороженную воду. Процесс создания вселенной идет от тонкого к грубому, а во время ТМ ум путешествует в обратном порядке – от грубого к тонкому, возвращая понимание, что страданий в действительности нет – есть лишь Ананда, Ананда и Ананда…
Махариши называл это “Принцип стола”: потяните на себя одну ножку, и вы притянете к себе весь столик. 4 ножки стола – это 4 таттвы (огонь, воздух, вода, земля). 5-я таттва (эфир, Акаш) – столешница, удерживающая 4 ножки вместе. Восполняя элемент Акаш во время ТМ, мы получаем все остальные 4 таттвы автоматически, т.е. все необходимое в жизни.
МАХАРИШИ: Мы видим перед собой — огромное расширение вселенной, так много миров повсюду. Мы начинаем задаваться вопросом, существуют ли в тех краях люди, подобные нам, или существа, или жизнь, или нет. Всемогущий творец не создал бы ничего без смысла.
Итак, то, что распространяется в этой безграничной вселенной, — это различные бесчисленные страты творения. Мы могли бы описать это вкратце: грубые страты творения, тонкие страты мироздания.
Грубые страты мироздания означают преобладание элемента Земли. Более тонкие страты мироздания там, где преобладает элемент Воды. И в мироздании, где преобладает элемент Земли, будут миллионы миров, относящихся к миллионам страт, где будет преобладать элемент Земли.
Преобладание элемента Земли означает от 50% до 100% элемента Земли… А другие 50% – это остальные четыре элемента. Таким образом, преобладание элемента Земли означает бесчисленные страты, начиная от 99% и далее до 50%.
Будут бесчисленные миры, где будет преобладать элемент Земли. Точно так же будут бесчисленные миры, представляющие различные страты миродания, где преобладает элемент Воды. Таких миров бесчисленное множество, представляющих различные страты мироздания, где преобладает элемент Огня. Подобным образом, где-то преобладает элемент Воздуха, где-то преобладает Акаша-таттва (элемент Эфира).
Все это расширяющаяся Вселенная, безграничная, немыслимо большая, простирающаяся, можно сказать, до бесконечности. Творение, в котором преобладает Акаша-таттва, находится в этом поле… Тончайшем поле мироздания.
И поскольку все это поле есть поле сияния, все творение, которое существует, тела и все остальное… Тела людей, которые здесь живут, существа, обитающие здесь, их тела — небесные тела, состоящие из света, из сияния, которое вы испытываете во время вашей медитации.
Все мироздание состоит из этого свечения. Дома, которые там есть, построены из этого светящегося материала, как мы на Земле, имеющие земные тела, используем землю для строительства наших домов; они используют ту небесную материю, из которой сделаны их тела, — свечение, состоящее полностью из света.
Где-то в мироздании существует мир божественной жизни, и это то поле, где преобладает Акаша-таттва. Когда мы говорим, что существуют миры разной интенсивности жизни, грубой и тонкой, то даже наш опыт медитации показывает, что внутри нас есть это поле сияния, которое мы считаем здесь миром божественной жизни.
То, что вы испытали внутри себя, когда исчезает Мантра и вы достигаете наитончайшего состояния вибрации, этого поля свечения, и того внутри себя, что является полем божественной жизни. Благодаря вашей практике, вы знаете это на собственном опыте. А те, кто еще не испытал этого сияния, не пытайтесь испытать его. Если пытаться, это не придет! Нам не нужно пытаться добраться до этого.
Самый естественный способ — это просто начать с Мантры, и принимать ее как она приходит, а затем идти и приходить, идти и приходить. Естественно, вы привыкаете к тому, что есть во всех этих полях. И, естественно, вы начинаете чувствовать то, что мы называем полем Акаша-таттвы или полем свечения, а затем Анандой (блаженством), которое лежит в его основе.
Махариши Махеш Йоги, 1959 г.
Перевод: Alexash