Махариши, все ли учителя Трансцендентальной Медитации обучают одной и той же технике?
МАХАРИШИ: Да, обучение ТМ очень стандартно. Что мы делаем?
Практика ТМ включает в себя мысленное повторение слова, которое лишено значения. Мы не обращаем внимания на значение. Принцип в том, что, если мы знаем значение, это значение является чем-то статическим. Например, мы говорим «карандаш, карандаш». Тот, кто не знает, что это слово означает, он слышит только звук этого слова, а тот, кто знает, что такое карандаш, это значение слова удерживает его ум.
Звук меняется, он может быть громким, тихим. Значение остается тем же самым на любом уровне, громком или тихом. Если ум следует значению слова, невозможно утончение умственной активности. Если ум следует только звуку, он может вместе со звуком переживать более тонкие состояния звука, до тех пор, пока он не достигнет трансцендентного состояния, пока сознающий разум не достигнет внутренней пробужденности, в которой нет никакого внешнего восприятия. И это будет трансцендентное сознание.
Мы думаем мысль и думаем её. Простая формула здесь, что мысль функционирует, как импульс, как мотивирующий фактор. И ум пульсирует этой мыслью. Если мы не стараемся манипулировать мыслью, каким-то образом концентрироваться на ней, удерживать ее, тогда мысль начнет утончаться, утончаться. Она уйдет глубже.
Как будто умственная активность уменьшается, уменьшается. Это так естественно. Активность ума успокаивается, достигает более тонких уровней. Любая активность имеет тенденцию успокаиваться. Эта естественная тенденция ума успокаивается. Это все, что мы используем в медитации. Больше ничего.
Совершенно невинно мы думаем мысль. И, всякий раз, когда мы думаем ясно, она становится тоньше и тоньше. Мы переживаем ее более тонкое состояние, и затем она исчезает, и ум остается полностью пробужденным, сам по себе, без чего-либо, без какой-либо мысли.
Эта внутренняя пробужденность безгранична. Это безграничное сознание. Как волна успокаивается и успокаивается. И эта безмолвная поверхность воды в озере, это безграничное сознание. В этом состоянии мы не воспринимаем границы. Это безграничность.
Это спокойное, безмолвное состояние ума. И оно настолько приятно, удовлетворяюще, что физиология, попробовав такое успокоение активности, стремится к нему всегда. И, поскольку это так приятно для физиологии, физиология стремится поддерживать это состояние даже во время активности. Благодаря самой природе, по мере практики, это состояние стабилизируется в физиологии.
И, когда оно стабилизировано, состояние активности, это жизнь, в которой присутствуют все возможности, открыты все возможности в жизни, в которой присутствует абсолютный порядок. Таков опыт людей, которые практикуют Трансцендентальную медитацию. И такую жизнь мы можем создать для всех людей.
Необходимо лишь человеку иметь учителя или нужно читать что-то?
МАХАРИШИ: Нет. Читая книги, трудно обучиться этому. Чтобы этот процесс был без усилий, нужна проверка со стороны учителя. И нужно понимать, как думать эту мысль без усилий. Просто получить этот опыт от учителя в процессе обучения.
Процедура обучения такова, что она включает три дня проверки. На следующий день после обучения, учитель говорит ему некоторые вещи, которые помогают проверить опыт человека. Некоторые аспекты, которые человек должен знать, понимать в первый день проверки.
На следующий день человек получает объяснение опыта первых дней медитации. Человек чувствует что-то, мысль, и затем она исчезает, исчезает, ослабевает, до тех пор, пока не исчезает совсем. Это исчезновение опыта мысли – в первый день, второй день, третий день, каждый день – этот опыт становится все более ясным, человек все лучше понимает, что это значит.
И на третий день уже достаточно, чтобы человек ясно понял весь процесс. И на основе этого ему открываются все будущие возможности.
Три дня проверки – это необходимый аспект обучения этой технике. Все это очень просто, нет ничего сложного или трудного. Совершенно естественный процесс. Именно поэтому все обучаются этому успешно.
Эти три дня проверки помогают понять человеку полностью, как медитировать.
Есть ли связь между мыслью и учителем? Есть ли такие отношения, как между гуру и учеником?
МАХАРИШИ: Как профессор, как преподаватель истории. Он рассказывает, что произошло, в какой год. Студент учится. Просто обучение, это просто обучение. Иначе это слишком сложно, это все теряет научность.
Транскрибирование: Alexash