न्याय
Nyaaya
Ньяйя
Вторым примером связи между Ведой и человеческой физиологией является Ньяйя, ветвь ведической литературы, которую Махариши описывает как воплощение различающего и принимающего решения качества сознания, которое одновременно охватывает противоположные качества сознания.
Ньяйя функционально соответствует таламусу, который передает сенсорную информацию в первичные сенсорные области коры головного мозга, передавая информацию о двигательном поведении в моторные области коры. Структурно существует 10 Ахник (глав) Ньяйя-сутр и 10 областей таламуса: ростральная, медиальная, латеральная, каудальная и интраламинарная, каждая из которых находится с обеих сторон мозга. Кроме того, в то время как Ньяйя Сутры описывают 16 тем рассуждений (Прамана, Прамея и т.д.), таламус функционирует через 16 групп клеток, называемых ядрами.
Первая из 16 областей ньяйи (Прамана) соответствует первой ядерной группе таламуса, называемой “pulvinar”. Прамана имеет 4 подразделения — пратьякша (непосредственное восприятие), анумана (вывод), упамана (сравнение) и шабда (вербальное свидетельство) — которые соответственно соответствуют 4 подразделениям “pulvinar”.
- Первое подразделение связывает верхние двухолмия с областями коры и отвечает за зрительную интеграцию более высокого порядка, т.е. за восприятие (пратьякша).
- Второй соединяет верхнее двухолмие и височную кору с областями коры и височной коры. Эти области участвуют в таких функциях, как зрение, слух, память и язык — вместе они лежат в основе процессов умозаключения (анумана).
- Третья часть “pulvinar” соединяет теменные области коры с другими теменными областями коры и отвечает за полимодальную сенсорную интеграцию. Эта область дает представление более высокого порядка о сенсорных входных данных по отношению друг к другу, выполняя функцию сравнения (упамана).
- Четвертая связывает височную кору с верхней височной извилиной и отвечает за память, язык и речь. Это основа словесного свидетельства (Шабда).
Пятнадцать следующих категорий ньяйи также связаны с различными аспектами таламуса по структуре и функциям.
Махариши Махеш Йоги о важности регулярной практики техники Трансцендентальной Медитации:
“Когда человеческое сознание успокаивается посредством Трансцендентальной Медитации Махариши, оно отождествляет себя с этим уровнем реальности (Рак Веда). В своем чистом бодрствовании человеческое сознание постигает детали своей собственной структуры и обнаруживает, что безмолвная ценность его собственной природы сосуществует с динамической ценностью его собственной природы. Это сосуществование тишины и динамизма представляет собой картину тишины, причастной динамизму, и динамизма, причастного тишине”.
– Введение в Ведический университет Махариши, с. 343
Назад | Оглавление | Вперед