Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.33
Лучшей, чем ягья, совершенная материальными средствами, является ягья знания, О испепелитель врагов. Все действие без исключения, О Партха, достигает апогея в знании.
“Ягья, совершенная материальными средствами”: см. стих 28.
“Ягья знания” означает действие, ведущее к знанию’. Ягья “материальных средств” совершается через материальное жертвоприношение, тогда как ягья знания осуществляется с помощью умственной деятельности — умственной деятельности, ведущей к состоянию трансцендентального сознания, и также умственной деятельности понимания Трансцендентного. Знание2 в своем содержании есть сознание Бога, которое развивается из состояния космического сознания, в свою очередь развивающегося из знания (понимания и опыта) трансцендентального сознания.
Действие — это средство эволюции, а эволюция достигает своей высшей точки, когда человек достиг Единства с Богом, сознания Бога. В этом состоянии осуществления человеку ничего не надо делать3. Он уже достиг цели всех действий.
Все средства перестают быть нужными, когда цель достигнута. Любая форма ягьи имеет целью определенную степень очищения. Когда достигнуто чистое сознание, и оно постоянно, когда высшее “Я” понимается как отделенное от деятельности и когда сознание Бога достигнуто, тогда достигнут окончательный предел очищения. Достигнув этого, человек естественно чувствует осуществление вечной свободы. Это состояние осуществления есть цель всех действий, цель всех видов ягьи. Поэтому Господь говорит, что знание — это поле, по направлению к которому сходятся и в котором в конце концов сливаются все действия: “Все действия, без исключения, О Партха, достигают апогея в знании”.
Речь Господа является примером великого психологического дара. Последовательно (с двадцать третьего и до настоящего стиха) Он нагнетает важность ягьи, или пути к просветлению. Когда он утвердил ее, Он вдруг говорит, что все это находится в поле действия’, тем самым подразумевая, во-первых, что ягья доступна каждому человеку, и, во-вторых, что ни одному человеку не следует задерживаться в поле действия или ягьи, ибо это не является конечной целью жизни. Указав на это, Господь в этом стихе немедленно заключает свои рассуждения утверждением, что знание является целью всех действий. Ягья материальными средствами может, в лучшем случае поднять уровень сознания в относительном поле жизни. Ягья знания превращает весь человеческий “механизм” в средство, коим Божественное выражает2 себя в мире. Поскольку такое состояние эволюции является наивысшим, “ягья знания”, приводящая к этому состоянию, лучше, чем “ягья материальными средствами”.
Когда Господь делает ударение на знании в противоположность действию, Он обращается к Арджуне как к “испепелителю врагов”, как к человеку, занятому очень активной деятельностью. Это призвано показать ему, что именно через знание жизнь можно сделать наиболее динамичной. В следующем стихе Господь указывает прямой путь поиска такого “знания”.
Назад | Оглавление | Вперед