Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.29
Познав Меня как наслаждающегося ягьями и аскезами, как великого Владыку всего мира, как друга всех существ, он достигает покоя.
Вот настоящая слава отречения. Оно открывает великого “наслаждающегося”: оно развивается в Единение с Богом. “Меня”: чье рождение и действия божественны (IV, 9); кто семь прибежище для тех, освобожденных от привязанности, страха и гнева; к чьему Бытию пришли те, очистившиеся аскезой мудрости (IV, 10); кто выказывает людям расположение так же, как они приближаются ко Мне (IV, 11); кто есмь автор четверичного порядка мироздания, и все-таки не-деятель, неизменный (IV, 13); кого действия не вовлекают и кто вне жажды плода действия;
познание кого освобождает людей от пут действия (IV, 14). \
“Ягьи”: действия, поддерживающие жизнь и эволюцию. О них подробно говорилось в стихах 24—33 главы четвертой.
“Аскезы”: средства очищения. Совершение ягьи также считается аскезой. Стих 10 четвертой главы описывает мудрость в смысле аскезы, очистившись которой, человек участвует в сознании Высшего.
“Познав Меня как наслаждающегося ягьями и аскезами”: он видит Меня, принимающего его ягью и аскезу; отделив себя от области деятельности, он передал деятельность Природе, которая принадлежит Господу. Вот почему Господь говорит: “Познав Меня как наслаждающегося ягьями и аскезами”.
“Познав Меня … как великого Владыку всего мира”’: подняв свое сознание до уровня Моего сознания; то есть достигнув сознания Бога.
Знание Бога возможно, только когда человек достиг состояния сознания Бога. Это было разъяснено в комментарии к стиху 38 четвертой главы.
“Как друга всех существ”: друг — это источник радости. Он дает жизнеподдерживающее счастье. Цель творения Господа — расширение счастья. Люди наслаждаются Его любовью, выраженной в мироздании, каждый на своем собственном уровне сознания. Вот как “великий Владыка всего мира” является в то же время и жизнеподдерживающим другом, и дарующим счастье всем существам. Тот, кто познал Его так, и обнаружил себя близко к Нему, достиг осуществления: он “достиг .покоя”, говорит Господь.
Для того, чтобы с настоящих реальностей жизни ум Арджуны не переключился на абстрактное понятие недосягаемого друга всех существ, чтобы он мог увидеть великого Владыку всего мира рядом с собой и говорящим с ним, Господь Кришна показывает, что Он Сам — тот Владыка. Только благодаря полному смирению Арджуны Он раскрывает Себя столь полно.
Эта глава, открывающая мудрость отречения от действия, заканчивается описанием божественной природы Господа Кришны, столь полной, дружественной и мирной. В этом слава мудрости отречения, присущая единственно Бхагавад-Гите. Она не оставляет человека в пустой отрешенности, бесплодным и лишенным поддержки. Она доводит отречение до прямого осознания высшей власти, высшего блага и высшего счастья, которое обнаруживается, когда человек поднимается до уровня Божества, до непосредственного общения с Богом. Это достижение в жизни человека, которое выше человеческого понимания — благословение отречения. Это приглашение Господа человечеству: Войдите в Царство небесное по пути действия или по пути отречения от действия. Сделайте свой выбор.
Так, в Упанишаде великой Бхагавад-Гиты в Науке Абсолютного, в Священном Писании Йоги, в диалоге Господа Кришны и Арджуны, заканчивается пятая глава, озаглавленная “Йога Действия и Отречения от Действия, Карма-Саньяса Йога”.
Назад | Оглавление | Вперед