Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.1

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.1

Благословленный Господь сказал: “Тот, кто совершает действие, которое должно делать без зависимости от плода действия, тот саньяси и тот йог; не тот, кто без огня и без действия”.

Первые два выражения этого стиха, “совершает действие, которое должно делать и “без зависимости от плода действия”, обобщают учение всего, высказанного до сих пор. В то же время они указывают, что практика, которая будет объяснена в этой главе, даст человеку возмож­ность жить заповедями, содержащимися в них. Эта практика позволит всем людям развить высокое состояние божественного сознания, которое должно быть нормальным для человека и которое образует основу жизни и саньяси, и йога.

Из темы беседы очевидно, что то, что дает осуществление жизни — не особый образ жизни, отшельника ли, или домохозяина, но опыт Ре­альности и знание о Ней. Это также очевидно и из выражений данного стиха, который описывает состояние сознания, общее для йога и саньяси:

“Тот, кто совершает действие, которое должно делать, без зависимости от плода действия”.

Этот стих является продолжением ответа Господа Кришны на вопрос Арджуны в первом стихе главы V, об отношении отречения от действия к Йоге действия.

На ранних этапах Своего ответа Господь показал, что оба пути имеют то же самое окончание в состоянии освобождения, что по своей цели они одинаковы. Затем он разъяснил превосходство Йоги действия (Карма Йоги) над отречением от действия (Саньясой), и это выявило тот факт, что два пути различны. В данном стихе Господь утверждает, что, хотя и могут быть определенные моменты различия между путями саньяси и карма йога, есть по крайней мере один общий фактор, который сводит их вместе: непривязанное состояние ума по отношению к плодам действия во время деятельности. Господь считает это свойство критерием и сань­яси, и йога, и состояния отречения, и состояния Единения.

Высказывание, что состояние Единения равноценно состоянию отре­чения, может прозвучать противоречиво, но истина этого заявления ста­новится ясна в состоянии космического сознания. В этом состоянии Единение ума с Бытием, Самосознание, стало постоянным; это состояние совершенного Единения. Также в этом состоянии высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности; это состояние совершенного отречения. Вот как отречение и Единение сосуществуют в одном и том же состоянии жизни.

Состояние ума, который не привязан к плодам действия, есть ре­зультат опыта высшего “Я” как отделенного от деятельности. Это, в свою очередь, результат Единения, которое приходит через практику достижения трансцендентального сознания-блаженства благодаря методу, который Господь уже дал Арджуне в 45-м стихе второй главы.

Господь говорит Арджуне: “действие, которое должно делать”. Этим Он намеревается спасти от неправильного истолкования Его учение о действии в свете непривязанности. В противном случае введенный в заблуждение человек может совершить убийство или кражу и заявить, что он действовал без привязанности к плодам действия.

Доктрина Карма Йоги не основана на образе мыслей человека. Она основана на состоянии сознания, состоянии Бытия. Ее цель — позволить Бытию влиться в природу ума и сделать Его там постоянным. Тогда Оно станет постоянным во всем поле мысли, речи и действия, во всем поле жизни человека. Этому очень естественно служит причиной практика Трансцендентальной Медитации, за которой следует деятельность без принуждения и напряжения.

Цель и Карма Йоги, и Саньясы — утвердить человека в состоянии полной интеграции жизни. Непривязанность к плодам действия, описан­ная здесь как характеристика и саньяси, и йога, — это особое состояние ума, не на уровне мысли, а на уровне Бытия.

Было бы ошибкой вызывать настроение непривязанности к плодам во время деятельности.

Было бы сущим лицемерием пытаться удержать интеллектуально, на уровне мысли, или вызывая настроение, такую идею или чувство: “Я делаю это действие ради Господа Бога или из чувства долга и не желаю его плодов; я действительно совершаю действие, но на самом деле я не делаю его; я Брахман, и действие также Брахман, и плод действия также Брахман, так что даже плод есть не что иное, как мое собственное высшее “Я”, а я уже есть это высшее “Я”. Так что за нужда, поэтому, думать о плоде действия?” Такой образ мыслей не имеет ничего общего с доктриной непривязанности Карма Йоги или Саньясы, и всякий, кто пытается жить в непривязанности, на основе такого мыш­ления, только обманывает себя.

И тем не менее в течение многих веков доктрины Карма Йоги и Саньясы были превратно понимаемы тем же самым образом.

Саньяса и Карма Йога — ни та, ни другая не основаны ни на каком-либо образе мыслей, ни на вызывании настроения на сознательном уровне ума; они основаны на внутренней стабильности ума в состоянии про­светления. Путь к этому — через Трансцендентальную Медитацию. Без правильной медитации и достижения состояния трансцендентального со­знания, и, в конечном счете, космического сознания, действия человека всегда будут средством зависимости; и никакое количество мышления не поможет освободить человека от сковывающего влияния действия.

Достойно сожаления, что в настоящее время человек, активный в миру, но не достигший трансцендентального сознания, может считать себя карма йогом, только потому, что он ведет деятельную жизнь, со­вершая определенный род действий и думая о них с точки зрения Бога или каким-либо другим особым образом. Чтобы быть карма йогом, надо сначала быть йогом. Именно состояние трансцендентального чистого со­знания, идущее рука об руку с деятельностью, составляет Карма Йогу. Благодаря практике Трансцендентальной Медитации ум настолько погру­жен в чистое сознание, или Бытие, что это нельзя затмить, как бы многообразны ни были действия человека, каким бы интенсивным ни был его опыт жизни. Состояние Бытия вместе с деятельностью делает его карма йогом.

Опыт Бытия — первая предпосылка Карма Йоги, равно как и Саньясы. В том, что касается состояния сознания, Саньяса и Карма Йога — одно и то же.

“Без огня”: на огне готовят пищу. По традиции от саньяси не ждут, что он будет готовить себе пишу, чтобы это не привязывало его к по­требностям тела. Поэтому пребывание без огня символизирует жизнь саньяси. Кроме того, огонь есть то, что разрушает. Что нарушает вечный покой океана? Ветер, поднимающий волны. Вечно непроявленное Бытие проявляется как волны индивидуальной жизни при посредстве желания. Вот почему желание считается огнем для того, кто избирает жизнь в безмолвии.

В этом стихе Господь изображает жизнь саньяси не с точки зрения непривязанности или отсутствия желаний, но с точки зрения деятельности в свободе.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное