Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.28

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.28

Всегда так собираясь, йог, освобожденный от порока, с легкостью достигает контакта с Брахманом, который есть бесконечная радость.

Здесь Господь раскрывает вполне прозрачно, что реализация космического сознания совсем не трудна. Оно легко достижимо.

“Всегда так собираясь” дает выразиться моментам, раскрытым в четырех предыдущих стихах.

“Всегда” здесь не означает непрерывности времени. Это значит регулярно, как часть повседневного распорядка. Оно непосредственно свя­зано со словом “так”, которое указывает, что, когда бы йог ни “собрался”, ему надлежит это делать именно таким особым образом.

“Свободный от порока”: любому опыту должно соответствовать определенное состояние нервной системы’. Самое нормальное состояние нервной системы человека то, которое может поддержать “контакт с Брахманом”, вездесущей Реальностью. Это обязательно должно быть со­стояние крайней утонченности и гибкости, и это возможно, только когда нервная система совершенно чиста. Такая чистота требует, чтобы функ­ционирование нервной системы ни в коей мере не противоречило за­конам природы. Влияние, которое она оказывает, должно поддерживать всякую жизнь, осуществляя космическую цель.

Интересно заметить, что первая половина стиха 15 — тот же текст, что и данный стих, за исключением того, что там йог дисциплинированного ума, тогда как здесь “освобожден от порока”. Это важное различие приносит соответственно разные результаты: в приведенном ранее примере исход — “покой” и “освобождение”, а в данном это “бесконечная радость”.

Из этого сравнения ясно, что если нервная система не освобождена от порока, то, даже хотя она может дать ощущение покоя и свободы, она не может дать начало бесконечной радости.

Повторная практика “собирания” себя и достижения трансценденталь­ного сознания продолжает очищать нервную систему, пока она не станет настолько чистой, чтобы быть способной дать начало состоянию сознания, описанному как “контакт с Брахманом”.

“С легкостью достигает”: потому, что практика легка, и образ жизни, который предписан, также легок и удобен. Практика легка, так как она представляет собой движение ума по направлению, по которому он сле­дует совершенно автоматически, то есть по направлению к блаженству. Это учение о пути, который легок, и напоминает, и дополняет учение стиха 40 главы II, в которой Господь провозгласил этот метод свободным от любого сопротивления.

Уже было разъяснено, что практика Трансцендентальной Медитации, выводя ум в трансцендентальное сознание, также приносит чистоту всем аспектам жизни и настраивает ее в созвучии с природой. Одна практика достигает всего этого1. Практика сама по себе находится в полном со­гласии с самой природой ума, и именно это делает “контакт с Брахманом” легким.

“Контакт с Брахманом”: в комментарии к стиху 20 утверждалось, что в трансцендентальном состоянии сознания ум становится Бытием. Когда Бытие поддерживается естественным образом, тогда даже в то время как ум находится вне, в относительном поле, контакт с Брахманом реализован. С практикой, описанной в предыдущих стихах, и с легким образом жизни это высокоразвитое сознание, говорит Господь, достигается “с легкостью”. Результат — бесконечная радость.

Следует заметить, что именно “контакт” — бесконечная радость, а не Сам Брахман. Брахман, являющийся всепроникающей массой блаженства не проявляет какого-либо качества блаженства. Он может быть уподоблен массе энергии — материи, — которая не проявляет какого-либо качества энергии. Этот стих выделяет особо величие “контакта”; он не формулирует природу Брахмана.

Брахман это то, что не может быть выражено словами, даже хотя Упанишады употребляют слова, чтобы просветить нас насчет Его природы. В области речи Брахман заключается между двумя противоречивыми за­явлениями. Он и абсолютен, и относителен в то же самое время. Он есть вечное нетленное, даже будучи в то же время вечно меняющимся. Говорят, что Он и это, и То. О Нем рассказывают, как о Сат-Чит-Ананде, но включает Он также то, что не есть Сат, что не есть Чит и что не есть Ананда2. Он находится за пределами речи и мысли, и все же вся сфера мысли и речи заключается внутри Него. “Внутри Него” и “Без Него” — просто выражения, и подобно любым другим выражениям по поводу Брахмана, они не отдают должного ни Брахману, ни говорящему, ни слушающему. Человек с легкостью живет Брахманом, но о Брахмане нельзя рассказать в том смысле, что слова неадекватны, чтобы объять То, что является безграничной полнотой трансцендентального Бытия и полнотой деятельной жизни в то же время. Стих 29 Главы II говорит о Нем как о “чуде”; потому что это не что-то , что может быть понято интеллектуально; это не что-то, что может быть оценено эмоцией.

Этот стих и его выражение “с легкостью” придает дополнительное значение прежним стихам о Брахмане: “Это состояние Брахмана, О Партха. Достигнув его, человек не заблуждается. Утвердившись в нем, даже в последний момент, он достигает вечной свободы в божественном сознании”3; “слившись своим “я” в Единении с Брахманом, он наслаждается вечным счастьем”4; “будучи един с Брахманом, достигает вечной свободы”5.

Брахман — смысл нашей жизни, и истина о Нем состоит в том, что Им живут “с легкостью”.

Великолепие этого стиха — также и великолепие Бхагавад-Гиты. Вечная слава цели человеческих стараний в том, что человек “с легкостью достигает контакта с Брахманом, который есть бесконечная радость”.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное