74
Традиция сохраняет духовное наставничество (гуру) за Браминской кастой
Шастры не упоминают духовное наставничество женщин. Гарги, Чудала, Шулабха и другие, все они были джньяни¹ и йогинями, но нигде не встречается, что они принимали кого-то в ученики.
Любой может обрести знание путем исполнения бхаджанов и поклонения Бхагавану, и все могут получить знание, когда выполняются эти практики. Каждый человек имеет право практиковать преданность Бхагавану, но не все могут стать гуру. Брамины, Кшатрии, Вайшьи и Шудры, все могут стать учениками, последователями, но только Брамины мужского пола могут стать гуру. Женщины не уполномочены становиться гуру (вне зависимости от касты).
Джанака, царь Видехи, был чрезвычайно, удивительно мудрым человеком, но из-за того, что он был Кшатрием, он никогда не пытался стать гуру. Когда Шукадева был отправлен к Джанаке своим отцом (Вьясой) для обучения мудрости, Джанака спросил:
— Почему ты пришел?
И Шукадева ответил:
— Мой отец послал меня принять ученичество и обучаться у вас.
На что царь Джанака сказал:
— Ты Брамин, а я Кшатрий, поэтому я не имею права учить тебя. Как я могу обучать тебя, ведь это будет против Шастр²?
Тогда Шукадева ответил:
— Вы Кшатрий, значить осуществлять милосердие, помощь, является вашей дхармой. Шастры дали вам разрешение совершать пожертвование, давать милость; поэтому вы могли бы передать мне знание Брахмана³ на этом основании.
Выслушав ответ, Джанака усадил Шукадеву на более высокое сидение, чем его собственное, поклонился ему, почтил и передал ему Брахма Видью,4 как акт благотворительной милостыни. Но Джанака не давал это наставление как гуру ученику. Таково было уважение, выказываемое мудрыми лидерами общества, к предписаниям Шастр.
Сегодня Кайястхи,5 Вайшьи, торговцы маслом и даже продавцы спиртного надевают различно окрашенные одежды садху и страстно жаждут принимать учеников. На таком пути оба, и гуру, и ученик, обретут свое падение.
Эти вещи, которые я рассказываю, соответствуют Шастрам. Я не говорю вам какие-то свои собственные умственные выдумки.
¹ Термин джньяни, используемый здесь, означает “тот, кто знает“.
² См. дискурс 69. Гурудэв фактически не сказал, что Шукадева стал учеником Джанаки. Чем был этот случай, уважительным отношением или хитростью, мы оставляем на суд читателя.
³ Или Брахма Видья. Брахман – термин для обозначения наивысшей основы бытия, божественности.
4 Высочайшее Знание
5 Кайястхи – индийское сословие смешанного происхождения, известны благодаря их роли в качестве государственных служащих совместно с политическими силами, которые управляли Индией в различные периоды, наряду с мусульманами и британцами. Вайшьи – класс торговцев. Продавцы масла и спиртного – менее высокие сословия.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед