78
Кого мы можем назвать Джагадгуру?
В этом мире мы видим два типа людей – верующих и атеистов. Для атеистов не существует Гуру.
Мы обнаруживаем два типа веры среди верующих. Одни имеет веру в проявленный аспект Брахмана, а другие – в непроявленный аспект Брахмана. Только лишь тот, кто способен быть Гуру для обоих типов может называться Джагадгуру.
Среди богов, обладающих формой, есть пять, поддерживаемых Ведами: Вишну, Шива, Шакти, Сурья и Ганеша. Джагадгуру – тот, кто может обучить познанию этих пяти проявлений Бога, и может также обучить тех, кто отдают предпочтение непроявленному и бесформенному.
Те, кто обучает практике только одной формы Бога из пяти, подобны доктору, способному исцелять лишь некоторые недомогания, или бедному врачу, хранящему бутылочки лекарств для различных болезней и называющему себя квалифицированным хирургом, хотя он не обладает положением даже составителя смесей (фармацевта). Если человек дает своему сыну имя Рама, никто не будет возражать. Но наречение именем Рамы не дарует статус Рамы. Подобным образом, если кто-то пишет “Джагадгуру” в начале своего имени, кто может остановить его? Но если вы хотите встретить настоящего Джагадгуру, то вы должны отправиться к тому, чья дверь не оставляет разочарованным ни одного преданного какого бы то ни было Бога.
В наше время различные секты (сампрадайя¹) имеют иерархичную духовную практику, посвященную Шиве, Шакти, Вишну и т.д., что неправильно. Среди этих пяти форм Бога нет младшего или старшего по сравнению с остальными. Каждый Бог способен помогать своему преданному на одном и том же пути, и поэтому каждый верующий является Вайшнавом, потому что каждый Бог – это аспект Всевышнего Бхагавана. Господь сам объяснял:
JnAnam ganeso mama caksurarkah
sivo mamAtmA mamasaktirAdyA
vibheda buddhyA mayi ye bhajanti
mamAngahInam kalayanti mandAh ||
“Ганеша – (Мое) знание, Мои глаза – Арка (Сурья), Шива – моя Атма, моя Шакти – Адья. Те, кто поклоняются мне, полагают, что мы различны, безрассудно лишая меня конечностей (частей тела)».
Ганеша – голова Бхагавана, Сурья – его глаза, Шива – его Атман, Богиня Адья Бхагавати – его Шакти. Если кто-то не рассматривает эти четырех Богов как различные части тела Бхагавана (Вишну), и практикует с отношением различия между ними, то он не поклоняется Бхагавану, а расчленяет его на части.
Очень ясно то, что если кто-то не признает Ганешу, даже если он преданный Вишну, он отсекает голову Бхагавана Вишну. Если преданный Вишну отрицает Шиву, тогда он отсекает душу Бхагавана Вишну. Таким же образом, тот, кто отвергает Деви представляет Бхагавана бессильным. Поэтому, те люди из сегодняшних сект, которые завидуют и ненавидят других, и называют себя Вайшнавами, или поклоняющиеся Шиве и называющие себя Шайвами, кто отвергают Господа Вишну, не являются ни Вайшнавами, ни Шайвами, они просто заносчивы.
Вайшнава – это преданный Господу Вишну:
Visnauratah vaisnavAh Urdhvapundhvatvam vaisnavatvam
«Вайшнава – человек, носящий вертикальные сакральные метки (на лбу)».
Естественным образом, любой, кто поклоняется Вишну, Вайшнава. Но тот, кто поклоняется любому божеству, может быть также назван Вайшнавом. Всякий раз, когда кто-то совершает духовную практику для любого божества, он становится Вайшнавом. Весь теистический мир – Вайшнавы.²
Те, кто наносят (на лоб) вертикальные знаки и называют себя Вайшнавами, в то же время называя других «не-Вайшнавами», не имеют представления о реальности. Они оскорбляют Вишну. И так же, когда любой духовный практик Шивы или Шакти полагает, что он не Вайшнава, тогда это тоже его ошибка. В этом мире не существует верующего, который не был бы Вайшнавом. Коммуналистская³ риторика сектантских ораторов не полезна ни им самим, ни остальным.
¹ Сампрадайя – линия преемственности, в которой преданные следуют учению определенного духовного лидера.
² Если Вишну – Наивысший (в том смысле, что вмещает в Себя всё), то Он – Господин для всех верующих.
³ В современной Индии, риторика коммунализма – сеющие распри речи, при помощи которых одна группа превозносит свое положение как привилегированное по отношению к другой группе, часто по политическим причинам.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед