79
Ищите общества благостных людей
Шукадева объяснял Бхагавата Пурану тысячам людских умов, но среди этих тысяч слушателей лишь Парикшит обрел мокшу. Многие слушали также и Гокарну, но только Дхундхакари стал освобожденным.
Естественно возникает вопрос: когда повсюду проливается достаточно дождя, почему жажда только лишь одного человека утоляется? Ответ: мокша зависит от разума. На чем бы человек не останавливался (своим вниманием), ментальное впечатление от этой мысли усиливается, и рабство или свобода воплощенной души зависит от этого.
Шрути и Смрити дают установленное учение:
Mana eva manusyAnAm kAranam bandhamoksayoh¹
Dhyana eva manusyAnAm kAranam bandhamoksayoh²
Мы должны продолжать думать и размышлять над учениями, которые слышим в собрании благочестивых людей.
Слушанием слов набожных, благочестивых людей наши уши будут очищены. Но если мы впоследствии не размышляем над этими словами, они не только не останутся в нашем ухе, но и войдут в одно ухо и выйдут из другого.
Основная цель сатсанга – это очистить ум. Ум – это главная сущность здесь. Если ум остается нечистым, цикл жизни и смерти будет продолжаться. А если ум становится чистым, человек обретает освобождение.
Махариши Яджнавалкья говорит, что дхьяна (медитация) – причина как свободы, так и оков. Медитация достигается только при помощи ума. Если ум становится чистым, он начинает медитировать на Бхагавана и так получает освобождение. Но если ум все еще нечист, он запутывается в пагубных тенденциях, имеет тревогу, волнения, и начинает концентрироваться на ненужных вещах. Поэтому он удерживается в странствиях по кругу сансары.
¹ “Воистину ум сам связывает или освобождает человеческие существа”. – Шрути.
² “Воистину медитация сама связывает или освобождает человеческие существа“. – Яджнавалкья Смрити.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед