Книга “Трансцендентальная медитация. Вопросы и ответы. Махариши Махеш Йоги” 1960-1961
Глава “Великолепие жизни – внутренней и внешней”
Вопрос: Должен ли человек от чего-то отказаться для того, чтобы обрести это (абсолютное, вечное счастье)?
Махариши: От чего отказываться? Мы всего лишь обращаемся внутрь и затем выходим наружу. Ни от чего не отказываемся. Знаете, когда человек жил в маленькой хижине и затем переехал во дворец – мы не считаем это потерей хижины, потому что это обретение дворца, это не потеря. Если человек довольствуется своим бизнесом, зарабатывая десять тысяч долларов в год, а затем он увеличивает свои доходы до миллиона долларов, что он теряет? Это не потеря десяти тысяч, это приобретение миллиона. Таким образом, мы не считаем это потерей. Это означает, что мы просто садимся на некоторое время и наслаждаемся этим, и затем выходим; нет необходимости оставлять что-либо.
Теория отречения и теория отрешенности – это не для людей в миру. Знаете, если счастье вездесуще, Царство Божие внутри меня, тогда то, что внутри меня должно проживаться естественно, даже когда глаза наслаждаются внешним великолепием мира. То, что внутри меня должно проживаться естественно, даже когда глаза наслаждаются внешним великолепием Природы.
Есть те, кто пропагандирует: «Оставьте это и тогда вы достигнете то, оставьте мирскую радость для того, чтобы достигнуть душевной радости и всего остального. Они говорят: «Если вы не погасите лампу на столе, как вы сможете иметь яркий солнечный свет в комнате? Это плохая логика. Я говорю, не гасите лампу и добавьте истинный свет, откройте дверь и позвольте яркому солнечному свету войти. Чтобы находиться в более ярком свете, нужно всего лишь открыть дверь и не надо гасить свет.
Те, кто говорит, что вы должны отречься от материального, думают, что великолепие материального настолько велико, что пока вы не устраните это большее великолепие, ваш ум не сможет двигаться по направлению к меньшему великолепию? Они считают, что мир более привлекателен, и что великолепие Бога намного меньше, чем великолепие материального. Таким образом, ум должен избегать большего великолепия материального, чтобы принять меньшее великолепие Бога.
Теория отречения основывается только на этом – мир такой великолепный и привлекательный, и это очаровывает ум, и пока вы не закроете дверь для мира, как вы сможете наслаждаться Божественным? Очевидно, что это плохая логика. Поле Божественного подобно яркому солнечному свету снаружи. Поле материального подобно электрическому свету внутри комнаты.
Оставаясь в поле материального, наслаждаясь всем великолепием материальной жизни, просто позвольте внутренней двери быть открытой; просто позвольте аспекту опыта повернуться внутрь на некоторое время – всего лишь на короткий промежуток времени, на несколько минут – для того, чтобы войти.
Требуется много времени, для того, чтобы достичь чего-либо в материальном мире, потому что всё это объекты внешнего поля, и чем дальше объект находится, тем в большем внимании он нуждается, но больше внимания нужно уделять тому, что внутри. Туда всего лишь необходимо пойти, насладиться, а затем выйти.
Знаете, есть две вещи: первое это то, что ни от чего в материальном мире не нужно отказываться; нет необходимости в отречении. И второе, и это является более значимым, что сияние материального будет усиливаться светом внутреннего Я. Дело не в том, что материальные и духовные ценности идут рука об руку, а то, что с опытом внутренней жизни, внешнее великолепие будет сиять ярче.