“Аштанга” на санскрите означает 8 (ВОСЕМЬ)
Махариши Махеш Йоги, из книги “Комментарии к 6 главам Бхагават-Гиты”:
Патанджали, в своем изложении Йоги, разделяет жизнь на восемь сфер, чтобы тщательно и полностью рассмотреть предмет Йоги:
1. Все поле творения, лежащее вне индивидуума, но испытывающее постоянное влияние его мыслей и действий.
Состояние Йоги, или совершенной гармонии, можно считать утвердившимся в этом поле, когда жизнь человека естественно поддерживается соблюдением пяти правил (яма):
I. Правдивость (сатья).
II. Ненасилие (ахимса).
III. Нестяжание (астейя).
IV. Безбрачие (брахмачарья).
V. Неприятие даров (апариграха).
Эти качества олицетворяются “Пандавами”, пятью добродетельными сыновьями Панду.
2. Физическая структура тела индивидуума и нервной системы.
Состояние Йоги в области тела и нервной системы можно считать установившимся, когда жизнь человека естественно поддерживается пятью правилами жизни (нияма):
I. Очищение (шауча).
II. Удовлетворение (сантоша).
III. Аскетизм (тапас).
IV. Обучение (свадхьяя).
V. Преданность Богу (Ишвара-пранидхана). Эти пять правил также олицетворяются “Пандавами”.
3. Различные члены тела, сфера поз (асана).
Состояние Йоги в сфере членов тела можно считать утвердившимся, когда наблюдается совершенное функционирование всех членов тела в хорошей координации друг с другом. В этом состоянии тело способно оставаться в устойчивой позе сколь угодно долго.
Урок асаны дает слово “построенный”; потому что в состоянии Йоги, состоянии трансцендентального сознания, все члены тела находятся в совершенном согласии друг с другом, они полностью готовы, но пока еще не приведены в действие.
4. Сфера индивидуального дыхания, сфера дыхательных упражнений (пранаяма).
В состоянии Йоги дыхательная деятельность автоматически получает отдых.
Урок пранаямы дает фраза “армия Пандавов, построенная в боевом порядке”. “Пандавы”, пять сыновей Панду, олицетворяют пять видов дыхания — прана, апана, вьяна, удана и самана, — функционирующих в разных частях тела. “Армия Пандавов, построенная в боевом порядке”, олицетворяет устойчивость всех пяти видов дыхания в состоянии Йоги.
5. Сфера жизни, лежащая между чувствами и их объектами.
Состояние Йоги в этой сфере отмечено столь полной самодостаточностью со стороны чувств, что их уже более не выталкивает вовне к их объектам. Йога здесь означает удаление из поля объектов чувств.
Урок на отвращение чувств от их объектов (пратьяхара) дан словом “видя” (дословно “увидев”), которое показывает, что взгляд Дурьодханы, упав на армию Пандавов, был вслед за тем переведен.
6. Сфера жизни, заключенная между чувствами и умом.
Состояние Йоги в этой сфере отмечено удалением ума из области чувств.
Урок на устойчивость ума (дхарана) дан выражением “построенная”, которое указывает, что ум уравновешен и более не связан с чувствами.
7. Сфера жизни, лежащая между умом и Бытием.
Состояние Йоги в этой сфере отмечено утончением ментальных импульсов, пока ум не выйдет за пределы самого утонченного состояния ментальной деятельности и не достигнет состояния чистого сознания, абсолютного существования, или вечного Бытия.
Урок этого процесса медитации (дхьяна) дан словами “приблизился к своему учителю”, и учитель при этом олицетворяет состояние Бытия.
Внимательное изучение Йоги в изложении Патанджали раскрывает, что действительный процесс достижения состояния Йоги принадлежит не только дхьяне, или медитации, которая, кажется, единственно приводит непосредственно к самадхи, или трансцендентальному сознанию, но и всем другим частям его восьмеричной Йоги. Каждая часть представляет собой принцип, лежащий в основе практики, которая вызывает состояние Йоги в сфере жизни, относящейся к данной части.
На протяжении сотен лет эти различные части Йоги ошибочно рассматривались как различные ступени в развитии состояния Йоги, тогда как на самом деле каждая часть предназначена создавать состояние Йоги в сфере жизни, с которой она соотносится. С непрерывной практикой всех этих частей, или средств, одновременно, состояние Йоги растет одновременно во всех восьми сферах жизни, чтобы в конце концов стать постоянным.
Необходимо указать здесь, что даже самадхи, уже являясь состоянием Йоги в смысле трансцендентального сознания, служит средством достижения конечного состояния Йоги, космического сознания. В состоянии космического сознания трансцендентальное сознание обретает постоянную основу в природе ума, или, в Индийских терминах, кшаника (преходящая) самадхи становится нитья (вечной) самадхи. Именно в этом смысле Махариши Патанджали поставил самадхи рядом с другими семью частями, или средствами, Йоги.
Чтобы связать принцип дхьяны с практикой, можно заметить, что самой ценной практикой в сфере дхьяны является простая система Трансцендентальной Медитации. Трансцендентальная Медитация принадлежит к сфере дхьяны и в то же время выходит за пределы этой сферы и дает начало состоянию трансцендентального сознания, самадхи. После того как это состояние было достигнуто, внимание возвращается в сферу дхьяны, которая является областью активности.
Это регулярное переключение внимания с одной сферы на другую позволяет поддерживать трансцендентальное сознание даже во время деятельности, сначала на очень тонком уровне, и позднее — в грубой деятельности повседневной жизни, так что в конце концов оно становится постоянным. Таким образом простая система, известная как Трансцендентальная Медитация, которая является особым видом практики, образует наиболее действенный рабочий инструмент этих двух сфер жизни, дхьяны и самадхи.