Назад | Оглавление | Вперед
Вайшешика
Вайшешика, система, изложенная Канадой, анализирует особые качества (вишеша), которые отличают один объект от других объектов. В данном стихе слово “князь” раскрывает особенное качество, которое отличает Дурьодхану от других людей. Слова “его, определяющее “учитель”, и “эти”, определяющее “слова”, служат похожим целям. Здесь мы имеем общий урок философии Вайшешики.
Согласно Вайшешике есть девять субстанций, составляющих основу всего сущего. Особые качества этих субстанций отвечают за многообразные качества сонма объектов в мироздании.
Девятью конечными субстанциями являются: земля (притхиви), вода (апас), огонь (теджас), воздух (вайю), пространство (акаша), время (кала), направление в пространстве (дик), душа (атман), ум (манас).
Первые четыре конечные субстанции отличаются друг от друга особыми качествами их параману, или атомов. Таких особых качеств четыре:
запах (гандха), вкус (раса), форма (рупа), осязаемость (спарша). Земля обладает всеми четырьмя этими качествами; вода обладает вкусом, формой и осязаемостью; огонь обладает формой и осязаемостью; воздух обладает только осязаемостью.
- Земля (притхиви)
Урок касательно элемента земли дается с помощью слова “Дурьодхана”. Как запах неотделим от земли, так и княжеское благоухание неотделимо от Дурьодханы, князя, хозяина земли.
- Вода (апас)
Вкус является основным качеством элемента воды. Чувство вкуса заключается в языке, который также орган речи. Поэтому можно сказать, что слово “произнес” дает урок касательно элемента воды.
- Огонь (теджас)
Слово “видя” дает урок касательно элемента огня, так как чувство зрения имеет отношение к субстанции огня.
- Воздух (вайю)
Слово “приблизился” дает урок касательно элемента воздуха, потому
что осязаемость — это неотъемлемое качество элемента воздуха. Процесс приближения достигает апогея в осязании.
- Пространство (акаша)
Пятая конечная субстанция характеризуется звуком. Поэтому урок касательно пространства дают “слова”.
- Время (кала)
На время указывают такие понятия, как последовательность, одновременность, скорость и медлительность. “Видя”… “приблизился”… “произнес” дают урок всех этих понятий.
- Направление в пространстве (дик).
Направление в пространстве указывают такие выражения, как здесь, там, далеко, близко, над, под. Урок на направление дан выражениями “армия… в боевом порядке” и “ приблизился”.
- Душа (атман).
Согласно Сутрам Вайшешики, на существование восьмой конечной субстанции, души, указывают восходящее дыхание жизни (прана), нисходящее дыхание жизни (апана), опускание век (нимеша), открывание век (унмеша), жизнь (дживана), умственная деятельность (маногати), внутренние изменения в области чувств (индриянтара-викара), удовольствие (сукха), боль (духкха), желание (икча) и усилие (праятна).
Урок касательно души дан:
i. Восходящее и нисходящее дыхания жизни объединяясь порождают речь: “произнес эти слова”.
ii. Опускание и открывание век относятся к зрению: “видя”.
iii. Указано, что в Дурьодхане есть жизнь, словами: “видя… приблизился… произнес”.
iv. Умственная деятельность присуща последовательности “видя”… “приблизился… произнес”.
v. Удовольствие присуще выражению “приблизился к своему учителю”.
vi. Боль присуща выражению “видя армию Пандавов… в боевом порядке”. Урок касательно боли преподан без обращения к какой-либо очевидной ссылке на боль.
vii. На желание Дурьодханы указывает слово “эти”. Вьяса, давая урок на желание, употребляет выражение, которое указывает на принцип желания, не определяя какого-либо определенного желания, чтобы не отвлекать ум от основного рассматриваемого момента. Это пример исключительной точности языка Вьясы в его учении о различных системах Индийской философии.
viii. Урок на усилие дан словом “приблизился”. Поскольку для любого человека процесс приближения предполагает усилие, это тем более так для всякого князя, обладающего достаточной властью, чтобы в любое время вызвать к себе любого человека.
Ясно, что, для того чтобы подтвердить особые качества души, необходимо “приблизиться” к ней. В рассматриваемом стихе “приближение” — результат некоторой умственной деятельности, следующей за чувственной деятельностью зрения (“видя”). Подобным же образом, чтобы приблизиться к душе, необходимо идти от опыта области чувственной деятельности к опыту области умственной деятельности, пока, выйдя за пределы тончайшей умственной деятельности, человек не достигнет области чистого Бытия, которое является чистым сознанием, основой всякой деятельности. Только благодаря этому процессу, известному как Трансцендентальная Медитация, может ум близко познать тонкие области относительного существования, на которые Канада указывает как на составляющие особые качества души, и это осуществляет цель учения Вайшешики.
- Ум (манас)
Девятая конечная субстанция, ум, — это способность, отвечающая за то, чтобы давать знание душе о контакте души с чувствами и их объектами. Урок по поводу ума дается мыслью, которая находится между “видя” и “приблизился” и “произнес”.
Назад | Оглавление | Вперед