Назад | Оглавление | Вперед
Санкхья
Санкхья значит имеющая отношение к числу. Эта система философии, изложенная Капилой, полагает, что знание объекта не будет полным без знания его компонентов. В своем анализе жизни и мироздания, Санкхья устанавливает двадцать пять категорий, лежащих в основе всего мироздания и процесса космической эволюции. Учение, касающееся этих категорий, может быть подтверждено на непосредственном опыте, благодаря практике Трансцендентальной Медитации, в ходе которой ум продвигается через все грубые и тонкие уровни творения к состоянию чистого трансцендентального сознания.
- Пуруша
Пуруша, или Космический Дух, — это трансцендентальная Реальность, которая входит в непосредственный опыт Трансцендентальной Медитации, в той точке, когда произошел выход за пределы даже самого тонкого уровня творения, и остается только чистое трансцендентальное сознание. Пуруша образует основу субъективного аспекта жизни. Он есть вечный безмолвный свидетель всего, что было, есть и будет.
В рассматриваемом стихе учение о Пуруше находится в слове “Пан-давы”. Выражение “армия Пандавов” указывает, что, хотя армия принадлежит Пандавам и служит их интересам, сами Пандавы совсем не обязательно должны составлять часть армии; они могут оставаться как бы невовлеченными. Даже хотя вся природа функционирует по Его воле, Пуруша остается безмолвным свидетелем ее деятельности.
- Пракрити
Пракрити, или Природа, — это первоначальная субстанция, из которой возникает все сущее. Ее составляющие — три гуны1: саттва, раджас и тамас. Они отвечают за все изменения и образуют основу эволюции.
Если в данном стихе “Пандавы” символизируют Пурушу, то “армия” олицетворяет Пракрити. Более того, фраза “армия… построенная в боевом порядке”, представляет Пракрити, разложенную на ее различные составляющие, готовые к деятельности. Не упоминая особо три гуны, Вьяса полностью передает природу Пракрити. Пока три гуны в равновесии, они не проявляют себя как три, они не выказывают какой-либо активности; нет никакого процесса созидания и эволюции: Konui гупы начинают быть активными, они проявляются в целом сонме перемещении и сочетании.
- Махат
Махат — это первое состояние эволюции, в котором прежде недифференцированная первоначальная субстанция, пракрити. начинает двигаться к проявлению, начинает держаться определенного направления. Это космическая воля в действии, удовлетворяющая побуждение к проявлению, которое было создано нарушением совершенного равновесия трех гун.
Урок махата дан словом “приблизился”, которое изображает первый толчок в ситуации, представленной стихом, — движение в определенном направлении.
- Ахамкара
Ахамкара — это принцип, отвечающий за индивидуализацию махата.
Учение ахамкары обнаруживается в слове “его”, которое являет пример принципа индивидуализации, индивидуализации общего термина “учитель”.
- Манас
Манас — это космический разум, который обеспечивает объект для принципа индивидуализации, ахамкары. В состоянии манаса побудительный мотив пракрити к проявлению становится ясно определенным.
Урок манаса дан словосочетанием “эти слова”, которое придает определенную форму ситуации, созданной первым толчком, михитом, на который указывает слово “приблизился”.
6—15. Индрии
Следующие десять принципов называются индриями, или чувствами:
пять чувств восприятия (гьянендрий) и пять органов действия (кармен-дрий). Они связывают ум с проявленным миром объектов.
Урок на чувства восприятия дан словом “видя”, чувство зрения принимается в качестве представителя всех пяти чувств восприятия.
Урок на органы действия дан словом “произнес”, орган речи принимается в качестве представителя всех пяти органов действия.
16—20. Танматры
Танматры составляют пять основных реальностей, или сущностей, объектов пяти чувств восприятия. Они выражают себя в пяти элементах, которые образуют объекты чувств и которые обеспечивают материальную основу всей объективной вселенной. Так, сущность звука (шабда танмат-ра) выражает себя в пространстве, сущность осязания (спарша танмат-ра) — в воздухе, сущность формы (рупа танматра) — в огне, сущность вкуса (раса танматра) — в воде и сущность запаха (гандха танматра) — в земле.
Урок на танматры дается санскритским словом “ту”, не включенным в перевод, означающим “только после того, как” увидел. Это выражение проводит разделительную черту в последовательности событий. Подобно этому танматры обозначают границу между субъективным и объективным творением. В процессе эволюции, по мере того как влияние тамаса возрастает, субъективное творение приходит к концу, и начинается объективный мир. Танматры, образуя, как обычно, основу пяти элементов, находятся в самой грубой области субъективного аспекта творения.
21—25. Махабхуты.
Пять махабхут, или элементов, из которых состоит материальное мироздание, — это пространство (акаша), воздух (вайю), огонь (теджас), вода (апас) и земля (притхиви).
Урок на махабхуты уже был разъяснен, когда говорилось о Вайшешике.
Можно заметить, что все учение Санкхьи в изложении Капилы может быть подтверждено непосредственным опытом благодаря Трансцендентальной Медитации, так как, чтобы достичь состояния трансцендентального сознания, ум должен пересечь все грубые и тонкие уровни творения.
Назад | Оглавление | Вперед