Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.2
Благословенный Господь сказал: И отречение, и Йога действия ведут к высшему благу. Но из двух Йога действия выше отречения от действия.
“Отречение от действия” (Саньяса) может быть интерпретирована четырьмя способами. Согласно первому и наиболее обычному пониманию человек отделяет себя от деятельности мирской жизни. Согласно второму—он обращается к практике Трансцендентальной Медитации’, чтобы отказаться даже от самого утонченного состояния мысли и, таким образом, достичь Самосознания. Эта вся забота Саньясы — отречение от всего в поле относительности и отделенность от всех аспектов жизни, грубых и тонких. Согласно третьему, занимаясь деятельностью после достижения трансцендентального сознания, человек поднимается к космическому сознанию, в котором он испытывает высшее “Я” как полностью отделенное от деятельности. Так он приходит к состоянию жизни в совершенном отречении. В соответствии с четвертым, занимаясь деятельностью тончайшего свойства, преданностью, он поднимается до сознания Бога, где состояние отречения, испытанное в космическом сознании как отделенность высшего “Я” от деятельности, превращается в живую связь, чтобы объединить высшее “Я” и деятельность. Они сливаются в Единстве сознания Бога2.
“Йога действия” была определена в третьей главе3. Когда ум удалился из области действия и достиг состояния трансцендентального Самосознания, он снова возвращается в поле деятельности. Как только ум возвращается, Самосознание, влившееся в его природу, позволяет трансцендентальному Бытию стать согласованным с полем деятельности. Такое внесение Божественного в мир — цель Карма Йоги. Оно достигает зрелости в состоянии космического сознания, и находит свое осуществление в сознании Бога.
В состоянии космического сознания высшее “Я” осознается как отделенное от деятельности, и это делает отречение живой реальностью повседневной жизни, принося благословение вечном свободы. Таким образом, мы обнаруживаем, что Саньяса и Карма Йога существуют параллельно. Господь говорит: “из двух Йога действия выше Йоги отречения”, потому что процесс отречения — процесс утраты, а процесс Йоги, или Единения — процесс обретения; и обретение более приемлемо для ума, чем потеря, тем более, когда в процессе Единения, ум в каждый момент испытывает возрастающее очарование. Таким образом, ясно, что заниматься процессом обретения Божественного Единения для ума легче, чем заниматься процессом отречения от мира. Вот что делает Карма Йогу высшей по отношению к Саньясе. Более того, Карма Йога автоматически приводит к состоянию отречения. Когда ум устремляется к Трансцендентному, состоянию Божественного Единения, он автоматически отказывается от мира, одновременно вырабатывая состояние отречения. Рассмотренная с этой точки зрения, Карма Йога является причиной отречения. Это само по себе достаточная причина для Господа, чтобы сказать, что “Йога действия выше отречения от действия”, даже хотя обе они, протекая одновременно и параллельно, “ведут к высшему благу”.
Следующий стих рассматривает истинного саньяси, человека, утвердившегося в состоянии отречения.
Назад | Оглавление | Вперед