Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.1
Арджуна сказал: Ты восхваляешь, О Кришна, отречение от действия, и Йогу (действия) одновременно. Скажи мне окончательно, что есть лучшее из этих двух.
Вот доказательство того, что Господь сказал: “Даже мудрые озадачены” проблемой действия и бездействия. До сих пор всеми своими высказываниями Арджуна показал себя мудрым, великим провидцем, обладающим знанием дхармы2. Он не будет действовать, пока не будет уверен во всех скрытых значениях его действия.
Это третий вопрос3 в том же духе, который Арджуна задал о лучшем ходе действия, которому он мог бы следовать ради своего собственного блага и блага других. Эти повторные вопросы возникают из его искреннего желания узнать Истину; они под стать безупречному характеру и естественно вытекают из состояния того, кто ищет Истину4 и смиренно подчинил себя своему учителю5.
Если бы не эти вопросы Арджуны, великая мудрость этой главы и следующей осталась бы нераскрытой, а беседа Господа оказалась бы неполной. По этой причине все, кто ищет Истину, будут всегда в долгу перед Арджуной. Комментаторы, изобразившие его как сбитого с толку, упустили глубину его понимания. Арджуна задает глубокие вопросы снова и снова, потому что, будучи практическим человеком великого ума, он ничего не хочет принимать на веру. Он хочет, чтобы Господь изложил ему весь план в мельчайших подробностях, потому что знает, что любая, самая маленькая, ошибка с его стороны нанесет ущерб судьбам многих грядущих поколений.
Господь сказал: “Непостижим ход действия”6. Когда такова природа действия, в любом его изложении могут быть бесчисленные изъяны, может быть бесчисленное число взглядов на одну и ту же ситуацию. Вот почему, чтобы разрешить загадку действия на все времена, Господь сказал Арджуне: “Я растолкую тебе то действие, зная которое, ты будешь освобожден от зла”7. Затем Он изложил Арджуне ту вечную мудрость8, которая представляет собой разрешение всех проблем действия и поведения для всех людей любых возрастов.
Господь выступает в защиту действия с того уровня жизни, где ум утвердился в состоянии свободы. Это состояние может переживаться без трудностей, но описать его адекватно словами трудно. Поэтому-то Господь просил Арджуну “быть без трех гун”1. Тогда он действительно пришел бы к опыту состояния непривязанности, описанного для него учением Санкхьи2. Ученику можно указать путь, которым следует идти, но тяжело дать ему определенную картину того состояния, потому что оно лежит в области, которая выходит за пределы всякой речи.
Поскольку сама природа действия в свободе включает состояния действия, бездействия и отречения от действия одновременно, Господь в Своем объяснении вынужден иногда говорить с точки зрения действия, а иногда с точки зрения бездействия — иногда о Йоге действия, а иногда об отречении от действия. Именно потребность проявить эти противопоставленные утверждения породила этот вопрос Арджуны. Он не вытекает из какой-либо несостоятельности его понимания.
Непосредственную причину вопроса можно найти в двух выражениях в конце четвертой главы: “отрекся от действия, благодаря Йоге” (стих 41) и “обратись к Йоге” (стих 42). Первое представляет Йогу как средство для отречения, второе делает ударение на практике Йоги после получения знания об отречении. В одном утверждении Йога — это средство, а отречение — цель; в другом отречение — средство, а Йога — цель. Заметив это видимое противоречие, Арджуна поднимает вопрос, с которого начинается эта глава. Его вопрос вызвал поток великой мудрости Господа, и не только до сих пор являет суть учения Господа, но и дает дополнительный импульс предмету беседы Господа.
Назад | Оглавление | Вперед