Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.29
Тот, чье “я” утвердилось в Йоге, чье видение везде ровно, видит высшее “Я” во всех существах и все существа — в высшем “Я”.
Этот стих изображает состояние Брахмана и в то же время придает практический смысл “контакту”, о котором говорит предыдущий стих. . Природа Брахмана выражена в двух фразах, поставленных рядом:
“высшее “Я” во всех существах” и “все существа в высшем “Я”1. Абсолютное и относительное, одно в другом. Это заставляет Брахмана казаться непостижимым. Даже взятых по отдельности, относительного и Абсолютного, многообразия творения и Единства, лежащего в его основе, каждого из них чересчур много, чтобы ум мог охватить; насколько же тогда они больше, когда обнаруживаются соединенными в Брахмане! Именно благодаря великолепию беседы Господа нам дана возможность постичь непостижимое столь ясно, и нам показано, как жить этим “с легкостью”.
Качество опыта зависит от состояния сознания человека. Если ум радостен, он все вокруг находит радостным; если ум печален и несчастен, мировоззрение человека мрачно. Когда состояние Бытия вливается в природу ума во время медитации, тогда эта проникнутость делает ум божественным. А когда эта пронизанность становится постоянной, ум начинает жить Единством на протяжении всего поля многообразия. Все поле многообразия тогда оценивается в свете внутреннего божественного Единства. Когда ум становится наполненным божественным Бытием, видение естественно, полно и ровно. Оно устойчиво и не искажено многообразием жизни в миру. Это видение человека, достигшего “контакта” с Брахманом.
Нельзя упускать из виду, что ровность видения — результат “контакта с Брахманом”. Ее не следует рассматривать как путь к реализации Брахмана. Если нереализовавшийся человек пытается культивировать ровность видения в жизни, он только введет в заблуждение самого себя и других. Такие попытки приводят к странным настроениям и еще более странному поведению. А ответственность за это лежит на тех комментаторах, которые вывели из этого стиха ценность создания настроения во имя понимания Реальности и пребывания в ней.
Слава этого стиха не поддается описанию. Наиболее ярко он выражает невыразимый Брахман и в то же время открывает Его для уровня человеческого видения. Именно это сделало Бхагавад-Гиту “молоком” Упанишад.
Следующие три стиха приводят это благословенное видение к его завершению в сознании Бога.
Назад | Оглавление | Вперед