Назад | Оглавление | Вперед
Пути к реализации Бога
Имперсональный аспект Бога – не имеющий формы, наивысший аспект; это вечное и абсолютное Бытие. Оно не имеет атрибутов, качеств или черт, так как все атрибуты, качества и черты присущи относительной области жизни, а имперсональный Бог – абсолютной природы. Он абсолютен, обезличен и не имеет атрибутов, но является источником всего относительного существования. Он источник всех различных форм и явлений мироздания. Все атрибуты относительного существования берут начало в не имеющем атрибутов абсолютном Бытии. Этот Абсолют – непроявленной природы. Он проявляется в разной степени и формах в различных слоях мироздания. Все в мироздании есть проявление непроявленного, абсолютного, обезличенного Бытия, вездесущего Бога.
Имперсональный, вездесущий, абсолютный Бог по самой своей природе прогрессивен [см. “Прана и Бытие“, “Ум и Бытие” и “Карма и Бытие“]. Он проявляется в качестве различных аспектов мироздания, но даже, когда он обнаруживается в многообразии форм и явлений проявленного мироздания, он сохраняет свой статус непроявленного Абсолюта. Так, имперсональный, вездесущий Бог, всегда оставаясь имперсональным и вездесущим, является в относительной области в форме мироздания, ведомый своей собственной природой.
Чтобы понять, как непроявленное имперсональное принимает форму проявленного явления мироздания, давайте возьмем пример с водородом и кислородом. Оставаясь водородом и кислородом, они несут различные качества и являются в виде пара, воды и льда. Подобным образом, вездесущее, имперсональное, всемогущее Бытие, оставаясь Абсолютом, многообразно проявляется в качествах, формах и явлениях мироздания. Абсолют – это первичная реальность жизни. Он – вечная жизнь. Он не знает изменений в своем характере. Он – первичное мироздание, источник, начало и конец всего во всем мироздании. Именно в силу имперсонального Бога мир был, есть и будет. Точно так же, как в паре, воде и льде есть только одна сущностная составляющая – Н20, так и первичная и единственная составляющая всего мироздания – одна – имперсональный, абсолютный Бог; тем не менее он является как множество. Явление одного как множества – только явление. Реальность одного имперсонального Бога вечна и абсолютна.
Все вечно изменяющиеся формы и явления основываются на неизменном, вечном, абсолютном Бытии, которое создает, сохраняет и поддерживает мир. Оно создает мир, так как оно – основа всего мироздания, происходящего из него. Создавать – его природа, существовать – его природа, расширяться – его природа. Итак, создавать, существовать и расширяться – различные аспекты природы всемогущего, имперсонального Бога.
Он сохраняет мироздание в том смысле, что он – сущностная составляющая мироздания. Поскольку он – сама основа всего мироздания, естественно, все существа живут в нем, их вечно изменяющееся существование имеет свою основу в неизменном, неподвластном изменениям вечном Бытии. Следовательно, мы обнаруживаем, что мир есть творение имперсонального, абсолютного Бога. Он поддерживается им и, в конечном итоге, растворяется в нем. Чтобы понять, как мир растворяется в своем источнике, рассмотрим снова пример с водородом и кислородом, выступающих в виде воды и льда. Как качества воды несут в себе качества кислорода и водорода, качества льда несут в себе качества кислорода и водорода, и качества пара несут в себе качества кислорода и водорода, так и все формы и явления относительного существования несут в себе качества своей сущностной составляющей которой является Бытие, имперсональный, абсолютный, вечный Бог, всемогущее.
Абсолют называют всемогущим, но не в том смысле, что он способен сделать все. Его называют так, потому что, будучи всем, он не может делать что-либо или знать что-либо. Он вне действия и познания. Он всемогущ в том смысле, что без него ничего не существовало бы. Все, что существует, существует в абсолютном состоянии Бытия. В этом смысле имперсональный Бог создает, сохраняет и поддерживает мир, оставаясь вечно в непроявленном состоянии, и только в этом смысле он всемогущ.
В главах “Дыхание и искусство Бытия” и “Трансцендентальная медитация” мы видели, как абсолютное, имперсональное, трансцендентное Бытие вибрирует и вступает в относительную фазу существования как мысль, мыслящий и прана. Мы видели, что в процессе развития мысли её тонкое состояние переходит в грубое состояние и затем преобразуется в речь и действие. Итак, это Бытие, чистое сознание, имперсональный, всемогущий Бог является как субъект и объект.
Индивидуум во всех его различных аспектах есть свет Бога, имперсонального, абсолютного Бытия. Поэтому жизнь определяется как свет Бога, сияние вечного, абсолютного Бытия.
Имперсональное, абсолютное Бытие, или Бог, пронизывает все области существования как сущностная составляющая мироздания. Оно вездесуще, имеет трансцендентную природу и лежит вне всего относительного существования. Оно вне верования, мысли, веры, догмы и ритуала. Оно лежит вне досягаемости понимания, вне разума и интеллекта. Поскольку оно трансцендентно, оно не может быть постигнуто мыслью и лежит вне размышления, интеллектуального различения и решения. Оно есть состояние Бытия. Бытие всего есть вездесущий, имперсональный Бог.
Он вне познания. Он есть само знание.
Так как это Бытие всего, реализовать его означает просто быть тем, чем человек является. Реализация Бытия есть реализация имперсонального, вездесущего Бога. Не следует думать, что может существовать какой-либо путь к своему собственному Бытию, нельзя указать человеку никакого пути к реализации имперсонального Бога, вездесущего Бытия, так как сама концепция “пути” устраняет Я из его собственного Бытия.
Сама идея пути вводит понятие чего-то далекого, тогда как Бытие есть сущностное Я. Путь означает связующее звено между двумя точками, но в вездесущем, космическом Бытии не может существовать двух различных точек или состояний. Вездесущее означает “присутствующее повсюду”, пронизывающее все; поэтому проблемы пути абсолютно не существует. Это просто вопрос Бытия; даже, когда человек установлен в различных состояниях проявленного мироздания, он установлен в состоянии Бытия, но в одной из его различных форм. Итак, Бытие никогда не может быть отличным от того, чем человек уже является, и это подводит нас к выводу о том, что проблема пути к реализации Абсолюта просто не может возникнуть.
Следовательно, реализация вездесущего, всемогущего, имперсонального Бога – есть реализация естественного состояния Бытия человека. Если бы путь к реализации имперсонального вездесущего можно было бы определить, то о нем можно было бы только сказать, что это путь выхода из того, чем человек не является. Быть – значит, вступать в область имперсональной природы; итак, для того, чтобы быть своим Я, необходимо только выйти из личностной природы, выйти из области действия и мышления и утвердиться в области Бытия. Состояние Бытия есть обезличенное состояние жизни. Ранее, в главе “Трансцендентальная медитация”, было показано , что необходимо только обрести привычку достигать Бытия, проходя от грубых к тонким уровням мышления и, в конце концов, трансцендируя их.
Итак, ясно, что реализовать имперсонального Бога означает просто прийти к своему собственному Бытию. И это показывает, что не существует никакой дистанции между познающим и имперсональным Богом. Что, действительно, существует, так это вечное существование вездесущего имперсонального. Имперсональное пронизывает всю область мироздания, как масло пронизывает молоко или растительное масло пронизывает семя. Практический путь достижения уровня масла в семени – это войти в тонкие слои семени и достичь области масла. Подобным образом, если в молоке нужно достичь уровня масла, необходимо войти в тонкие слои молока.
Единственный путь реализовать всемогущего, имперсонального Бога – это войти в тонкие слои чего-либо и трансцендировать тончайший опыт. Там будет обнаружена область имперсонального, область чистого Бытия, состояние чистого сознания, которое лежит в трансцендентной области всего. Трансцендентальная медитация – это путь сознательного достижения состояния имперсонального, трансцендентного Бытия, всемогущего трансцендентного Бога.
Мир сегодня имеет очень смутное понятие о Боге. Есть люди, которым нравится верить в Бога, есть люди, которые любят Бога, и есть люди, которые хотят реализовать Бога, но даже у них нет ясного понятия о том, что такое Бог. Бог остается для большинства людей воображаемой, приятной мыслью и прибежищем в пору страданий и бед в жизни. Для хранителей многих странных религий слово “Бог” является магическим словом, которое используется для того, чтобы контролировать понимание и религиозную судьбу многих невинных душ. Бог, вездесущая суть жизни, подается как нечто, чего следует бояться.
Бог – это не власть страха. Он не есть нечто, что может вызывать страх. Бог – это существование сознания-блаженства, абсолютной и вечной жизни. Нельзя вселять в жизнь людей никакого страха перед именем Бога. Ни одна религия не должна основываться на страхе перед Богом.
К сожалению, в мире сегодня существуют религии, которые строят свои учения, главным образом, на страхе перед Богом, и этот страх вселяется в детей Бога. Жестоко и опасно для жизни распространять страх во имя Бога. Бог есть вечная жизнь, чистота и блаженство. Царство Бога есть область всяческого блага и добра для человека. Бога нужно любить, а не бояться.
Имперсональный Бог есть Бытие, живущее в сердце каждого. Каждый индивидуум по своей истинной природе есть имперсональный Бог. Поэтому ведическая философия Упанишад утверждает: “Я есть То, ты есть То, всё это есть То“. Никто не должен бояться собственного Я, никто не должен бояться сознания-блаженства, никто не должен бояться царства Небес, где все есть блаженство и осуществление.
Бог – всемогущее, имперсональное, непроявленное Бытие – есть вечная реальность жизни. Он нетленен. Он есть изобилие. Он есть жизнь. Он есть осуществление. Он у каждого под рукой, и каждый может его реализовать. Человеку нужно только быть, а техника того, что значит быть, заключается в Трансцендентальной медитации.
Назад | Оглавление | Вперед