Назад | Оглавление | Вперед
Персональный аспект Бога
Бог в личностной форме есть высшее Бытие всемогущей природы. Он – это не “оно”, может существовать только “он” или “она”, “он” или “она” имеет особую форму, особую природу, определенные атрибуты и определенные качества. Для одних персональным Богом является “он”, а для других – “она”. Некоторые говорят, что Он – это как “он”, так и “она”, но определенно он не “оно”, так как имеет персональный, личностный характер, “оно”, как мы видели, присуще только имперсональному аспекту Бога.
Личностный аспект Бога неизбежно имеет форму, качества, черты, симпатии и антипатии; и, обладает способностью управлять всем существованием космоса, процессом эволюции и всем в мироздании.
Бог, высшее, всемогущее Бытие, в лице которого процесс эволюции находит осуществление, стоит на высшем уровне мироздания. Чтобы понять, как процессы эволюции и сотворения находят осуществление в личностном Боге, мы должны сделать обзор всего диапазона мироздания.
Мы обнаруживаем, что в мироздании существуют ступени. Одни формы, одни существа менее сильны, разумны, созидательны и радостны; другие обладают этими качествами в большей степени. Все мироздание составлено из различных слоев разума, мира и энергии.
На самом низком уровне эволюции мы обнаруживаем инертные состояния мироздания. Там берет свое начало многообразие видов, и мироздание развивается и становится более разумным, сильным и радостным. Прогрессивная шкала эволюции проходит через различные виды растительного и животного мира и поднимается до мира ангелов. В конце концов, на высшем уровне эволюции находится он, чья сила, радость, разум и энергия безграничны. Всезнающий – он, всесильный – он, весь исполненный блаженства – он, всемогущий – он, тот, кто живет на высшем уровне эволюции.
Что мы имеем в виду, когда говорим, что он имеет всемогущую природу? Всемогущий означает имеющий силу, чтобы делать, быть и понимать все. Это одно высшее персональное Бытие должно иметь нервную систему настолько высокоразвитую, что его способность на каждом уровне жизни будет безграничной. Его чувства будут самыми сильными чувствами. Его ум – самым сильным умом. Его интеллект – самым мощным интеллектом. Его эго – самым мощным эго.
Когда мы рассматриваем различные уровни эволюции в слоях жизни ниже человеческого вида и до инертных слоев, мы можем интеллектуально представить себе какой-то слой эволюции на высшем уровне мироздания, где жизнь будет совершенной. Совершенство жизни должно означать, что чувства, ум, интеллект, эго и личность совершенны. Между этим высшим состоянием эволюции, где жизнь совершенна, и низшим состоянием эволюции, где жизнь рождается, лежит весь диапазон мироздания.
Высший, всемогущий Бог как будто контролирует все мироздание. Все законы природы контролирует его воля. Он, будучи всемогущим, устроил так, чтобы все мироздание и вся область эволюции действовали автоматически, или, мы сказали бы, в полной гармонии и согласии со всеми законами мироздания. С растворением мироздания всемогущий, личностный Бог также растворяется в имперсональное, абсолютное состояние высшего и с рождением мироздания возвращается снова, чтобы жить на высшем уровне. Именно так личностный Бог вечно поддерживает цикл сотворения, эволюции и растворения.
Вся область относительного существования управляется законами природы, функционирующими автоматически в совершенном ритме. Этот ритм, эта гармония жизни поддерживается всемогущей волей всемогущего Бога на высшем уровне мироздания, контролирующей и управляющей всем этим процессом. Он Бог. Он всемогущ. По меньшей мере интеллектуально мы можем принять его за высшее Бытие. Итак, мы обнаруживаем, что мы можем на интеллектуальном уровне понять возможность существования какого-то высшего Бытия в виде личностного всемогущего Бога.
Чтобы иметь ясное, четкое представление о всемогущей природе личностного Бога, нам следует понять, что всемогущая природа заключается в совершенстве чувств, ума, интеллекта и эго. Когда мы говорим “совершенство чувств”, мы имеем в виду, что если у него есть глаза, то его глаза будут совершенны в том смысле, что они будут способны видеть все одновременно. Если у него есть нос, его нос будет способен обонять все многообразие запахов одновременно. Если у него есть уши, его уши будут способны слышать все звуки всего космоса сразу. Его всемогущий ум естественно будет осознавать все на любом уровне в любое время. Его всемогущий интеллект будет способен решать все в любой момент. Все бесчисленные решения, которые являются очевидными результатами естественных законов в процессе эволюции, являются бесчисленными решениями всемогущего, личностного, высшего Бога во главе мироздания. Он управляет всем и поддерживает всю область эволюции и отдельные жизни бесчисленных существ во всем космосе.
Все, что мы сказали о личностном Боге, мы вполне можем понять на интеллектуальном уровне, и мы можем увидеть возможность существования такого всемогущего высшего Бытия как главы мироздания. Если мы можем представить это, то мы должны также суметь на интеллектуальном уровне определить средство связи с этой всемогущей, высшей силой, поскольку жизнь индивидуума в огромной мере выиграла бы от благословений такой связи. Мы можем понять интеллектуально, что если он или она есть личностное Бытие, то он или она должны иметь особую его или её собственную природу, и достижение его или её благословения означало бы привести индивидуальную жизнь в созвучие с его или её природой. Такая попытка улучшила бы жизнь на любом уровне мироздания. Это ускорило бы процесс эволюции и позволило бы индивидуальной жизни достичь как можно быстрее высшего уровня эволюции. Если индивидуум сможет, формируя свою мысль, речь и действие в согласии с природой высшего Бога, преуспеть в приведении себя в созвучие с ним или с ней, тогда, конечно, его неразвитую незначительную жизнь благословит всесильная, милостивая природа Бога. Таким образом, каждый человек может достичь высот эволюции.
Если существование высшего, всемогущего, личностного Бога не может быть постигнуто разумом, это свидетельствовало бы о слабом понимании. Любой, кто может видеть инертное или наименее развитое мироздание с одной стороны существования и может признать существование различных ступеней мироздания, должен быть способным интеллектуально постичь всемогущее, высшее Бытие на высшем уровне относительного существования, и, сделав так, устремиться к великой реализации.
Можно понять неспособность оценить идею личностного Бога и неспособность реализовать личностного Бога. Но попытка опровергнуть существование личностного Бога может быть только результатом неразвитого состояния ума.
Бог – самое святое из святых слов, так как оно приносит в сознание высшее состояние существования, всемогущий статус высшего Бытия. Как уже было сказано, реализация Бога – это цель жизни. Можно сказать, что индивидуум на любом уровне эволюции имеет качестве своей конечной цели реализацию Бога, так как, если и когда он созвучен всемогущему, наивысшему Бытию, то это будет состоянием осуществления и изобилия, безграничной энергии, созидательности, разума и блаженства.
Сейчас мы рассмотрим возможность реализации Бога и проанализируем различные пути реализации имперсонального и личностного Бога.
При рассмотрении двух аспектов Бога – имперсонального, вездесущего, абсолютного Бытия и личностного, высшего Бытия – мы видели, что реализация Бога могла бы означать реализацию имперсонального Бога или личностного Бога. Мы проанализируем реализацию этих двух аспектов Бога отдельно, так как реализация имперсонального Бога естественно будет относиться к трансцендентному уровню сознания. Ничто в относительной области не может быть вездесущим; относительное означает связанное временем, пространством и причинностью, а вездесущее безгранично.
Реализация личностного Бога, напротив, должна иметь место в относительной области жизни, на уровне чувственного восприятия. Реализация личностного Бога означает, что глаза должны быть способными видеть эту высшую личность, а сердце – чувствовать его качества. Следовательно, реализация имперсонального Бога происходит в трансцендентном сознании, а реализация личностного Бога – на уровне сенсорного опыта в состоянии бодрствования.
Мы видели, что природа имперсонального Бога – трансцендентное, абсолютное сознание-блаженство. Чтобы реализовать его, наш сознательный ум должен трансцендировать все границы относительного опыта и войти в область, лежащую вне относительного существования, где сознательный ум остается сознательным наедине с собой. Для этого необходимо достичь трансцендентной области. Необходимо, чтобы сознательный ум прошел от существующего уровня опыта к более тонким уровням и, в конце концов, транцендировал тончайший уровень и сознательно достиг трансцендентной области существования. Давайте рассмотрим, сколько возможных путей могли бы привести сознательный ум к области трансцендентного Бытия.
Механизм тела или нервной системы – физический механизм, посредством которого абстрактный ум познает на опыте. В процессе любого познания нервная система должна адаптировать себя к определенным особым условиям. Когда человек видит, определенная часть его мозга функционирует определенным, соответствующим образом. Когда он слышит, думает или обоняет, различные части его мозга функционируют для осуществления каждого вида деятельности. Так, в соответствии с видом деятельности мозга, соответствующего рода деятельность устанавливается и в нервной системе. Чтобы в уме запечатлелся определенный опыт, нервная система должна быть приведена в состояние особой активности.
Предположим, что ум занят мыслями о солнце. Мысль о солнце может быть воспринята только тогда, когда определенная часть мозга функционирует определенным образом. Это приводит нас к выводу о том, что могут быть два варианта восприятия мысли умом. Либо ум инициирует процесс мышления и стимулирует нервную систему до тех пор, пока особый отдел мозга не достигает того уровня активности, который заставит ум воспринять мысль о солнце; либо если такая активность была бы произведена мозгом физиологически, тогда ум и воспринял бы мысль о солнце.
Поскольку мысль может быть воспринята двумя путями, восприятие опыта также может происходить двумя путями. Или ум начинает процесс и стимулирует нервную систему для восприятия определенного опыта, или нервная система стимулируется таким образом, чтобы создать активность, которая позволит уму естественно познать на опыте желаемый объект.
Реализация трансцендентного Бытия есть опыт; поэтому реализация имперсонального Бога должна быть позитивным опытом трансцендентной реальности. Реализация означает опыт. Опыт трансцендентной реальности приводит нервную систему в особое состояние. Опыт трансцендентного, имперсонального Бога требует особого состояния нервной системы. Если бы эта активность в нервной системе могла быть произведена физиологическими средствами, то это явилось бы физиологическим подходом к реализации имперсонального Бога. Рассмотрим подробно, как это могло бы происходить.
Установив возможность физиологического пути реализации Бога, мы приходим к возможности реализации Бога через: 1) процесс понимания; 2) процесс чувствования; 3) процесс действия или восприятия.
Восприятие также относится к умственному действию и может быть вызвано механическим процессом. Для того, чтобы увидеть что-то, мы просто открываем глаза и видим. Для того, чтобы видеть, нам нет необходимости стимулировать интеллект или возбуждать эмоции. Следовательно, процесс восприятия есть чисто механический процесс, который не включает в себя какого-либо качества эмоций или интеллекта. Итак, существует пять основных подходов к реализации имперсонального Бога:
- Психологический или интеллектуальный подход.
- Эмоциональный подход.
- Физиологический подход.
- Механический подход.
- Психо-физиологический подход.
Любой из этих пяти путей к реализации Бога был бы достаточным для любого отдельного человека. Интеллектуальный подход подойдет только тем, кто развит интеллектуально и чья интеллектуальная способность высока. Эмоциональный подход обычно подойдет тем, чьи душевные качества высоко развиты. Тем, кто не развит ни эмоционально, ни интеллектуально, остаются два подхода к реализации: физиологический и механический.
Психофизиологический подход, как мы увидим, является комбинацией физического (физиологического) и интеллектуального, физиологический подход требует приведения тела и нервной системы в состояние, которое установит ум на уровне познания трансцендентной природы существования. Физиологический путь подойдет тем людям, которые физиологически здоровы, и чья нервная система здорова или почти здорова. Если их нервная система здорова, физиологический подход возвысит уровень их сознания независимо от их интеллектуальной или эмоциональной культуры.
Чтобы достичь особого состояния в нервной системе без тренировки ума или сердца, потребуется, однако, длительная физическая или физиологическая подготовка.
Психо-физиологический подход – это путь, который подойдет тем людям, которые предпочли бы подойти к вопросу реализации Бога как с физической, так и интеллектуальной точек зрения, тренируя ум и тело одновременно. Механический путь, тем не менее, подойдет любому человеку независимо от того, насколько развитыми могут оказаться их ум, сердце или нервная система.
Назад | Оглавление | Вперед