Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.5
Благословенный Господь сказал: Много рождений прошло для Меня, да и для тебя тоже, О Арджуна. Я знаю их все, а ты их не знаешь, О испепелитель врагов.
Этот стих может служить иллюстрацией к тому, о чем в принципе говорилось в стихах 12 и 22 второй главы: тела изменяются во времени, а время меняется в высшем “Я”, в Бытии, которое продолжает быть, невзирая на прошлое, настоящее и будущее. Как воплощенное “я” остается неизменным, когда тело проходит сменяющие друг друга состояния детства, юности и старости1, так и высшее “Я” остается неизменным в вечности времени.
Господь говорит: “Я знаю их все, а ты их не знаешь”. Это указывает на различие между жизнью человека и Инкарнацией Бога. Рождение человека — результат его прошлых деяний, как хороших, так и дурных, так что его зрение окрашено и замутнено этими влияниями. Природа божественной Инкарнации — неизменно чистый вечный беспредельный разум. Его видение абсолютно ясно; поэтому для Него сохраняется вечность знания и фактор времени этому не помеха.
Бытие Господа — это игровое пространство времени, которое Он создает. Время приходит и уходит, а Он, непоколебимый в Своем вечном Бытии, во веки веков продолжает быть. Он — океан жизни, а время подобно волнам прилива и отлива на поверхности океана. Хотя приливные волны приближаются к глубинам, им никогда не постигнуть непостижимой бездны.
Жизнь человека подобна волне, которая поднимается, чтобы увидеть, и которая видит ровно столько, сколько она в состоянии увидеть; но высота Господа Кришны сравнима с океаном, на поверхности которого отражается весь космос. Вот почему Господь “знает их все”, а Арджуна “их не знает”.
Арджуна усомнился в словах Господа Кришны, и выражение “ты их не знаешь” показывает, что Господь вынужден использовать Свой авторитет. Но в то же время, Он обращается к Арджуне “испепелитель врагов”, чтобы не дать ему пасть духом. Господь Кришна являет свои авторитет с любовью.
Следующий стих объясняет далее природу Господа.
Назад | Оглавление | Вперед