Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.16
Йога, воистину, не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто совсем не ест, О Арджуна;
она не для того, кто отдает слишком много сну, и не для того, кто бодрствует.
“Ест” и “есть”: эти слова указывают на питание чувств их объектами. Нельзя ни предоставлять чувствам объекты их наслаждения столь чрезмерно, чтобы перекормить их, ни совершенно их лишать их ощущений’.
“Сон” означает состояние, в котором органы чувств неактивны, тогда как “бодрствование” обозначает противоположное состояние. Здесь подразумевается, что если человек “отдает слишком много сну” или слишком много отдает поддержанию бодрствования, ему будет трудно подняться над состояниями бодрствования и сна; а подняться над ними исключительно существенно для Йоги2.
Это общая аксиома, что все чрезмерное плохо. Даже пища, являющаяся источником энергии, создает вялость и недейственность, когда съедено слишком много или слишком мало. Здесь Господь предостерегает от любой из крайностей. В обоих случаях ум становится вялым и ему не удается достичь более тонких уровней опыта во время медитации. Оставаясь в области грубого опыта, он склонен к пассивности. Это трата впустую драгоценного человеческого существования, которое предназначено для расширения счастья и реализации целостного состояния жизни, состояния высшего освобождения, о котором говорилось в предыдущем стихе.
Данный стих выступает в защиту нормального и комфортного распорядка повседневной жизни для успеха в практике Йоги.
Назад | Оглавление | Вперед