Знаете ли вы, что фраза “видя армию Пандавов, построенную в боевом порядке, приблизился к своему учителю” во 2-ом стихе Бхагавад Гиты (“Песнь Бога”) содержит в себе способ запомнить все 8 составных частей Аштанга Йоги?
1 – ЯМА. 5 братьев Пандавов напоминают нам о 5 добродетелях Ямы: правдивость (сатья), ненасилие (ахимса), нестяжание (астейя), целомудрие (брахмачарья), неприятие даров (апариграха).
2 – НИЯМА. Правил Ниямы снова пять: очищение (шауча), удовлетворенность имеющимся (сантоша), аскетизм (тапас), обучение (свадхьяя), преданность Богу (Ишвара пранидхана). Их олицетворяют те же 5 братьев Пандавов.
3 – АСАНА. Словосочетание “построенная в боевом порядке” указывает на урок Асаны, когда все тело неподвижно, но в готовности перейти к энергичным действиям. Все части тела в Асане “построены в порядке”, то есть приведены в упорядоченную согласованность друг с другом.
4 – ПРАНАЯМА. Существует пять видов жизненной энергии Праны: прана, апана, вьяна, удана и самана. Слова “армия Пандавов, построенная в боевом порядке”, олицетворяет устойчивость всех пяти видов дыхания в состоянии Йоги.
5 – ПРАТЬЯХАРА. Урок Пратьяхары передается словом “дриштва”, что переводится как “посмотрев”. Взгляд Дарьодханы сначала направляется на Пандавов, но затем отводится в сторону. Точно так же в Пратьяхаре внимание отвращается от объектов чувств.
6 – ДХАРАНА. Выражение “построенная” так же напоминает о том, что в Дхаране наш ум становится очень устойчив, уравновешен и более не связан с чувствами.
7 – ДХЬЯНА. Урок процесса медитации (дхьяна) передается словами “приблизился к своему учителю”, и учитель при этом олицетворяет состояние Бытия. Внимательное изучение Йога Сутр Патанджали раскрывает, что действительный процесс достижения состояния Йоги принадлежит не только Дхьяне, или медитации, которая, кажется, единственно приводит непосредственно к трансцендентальному сознанию (самадхи), но и всем другим частям его восьмеричной Йоги. Каждая часть Аштанги важна для достижения состояния Йоги. Важно отметить, что простая система Трансцендентальной Медитации и является той самой практикой в сфере Дхьяны.
8 – САМАДХИ. Концепция Самадхи передается словами “армия Пандавов”. Слово “Пандавы” здесь указывают на то, что хотя Пандавы владеют армией, как ее хозяева, они отделены от нее. Подобно этому в состоянии самадхи “Я” испытывается как Трансцендентное, не вовлеченное ни во что.
Трансцендентальная Медитация, являясь Дхьяной, в то же время не ограничивается ею, давая начало состоянию Трансцендентального сознания, т.е. Самадхи. После того как это состояние было достигнуто, внимание возвращается в сферу Дхьяны, которая является областью активности. Это регулярное переключение внимания с одной сферы на другую позволяет поддерживать трансцендентальное сознание даже во время деятельности, сначала на очень тонком уровне, и впоследствии — в грубой повседневной деятельности, так что в конце концов оно становится постоянным.