Назад | Оглавление | Вперед
ГЛАВА 2. СОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ И МИРОЗДАНИЕ
“Представим себе некую массу глубокой тишины, осознающей саму себя. Что она открывает? Тишину. Согласно законам квантовой физики, наблюдатель (субъект) влияет на то, за чем он наблюдает (на объект). В нашем случае наблюдатель – это тишина, сознающая саму себя и влияющая на саму себя. В момент реализации сознания того, что “я есть тишина”, появляются два значения: субъект и объект, наблюдатель и то, что он наблюдает. В этом процессе присутствуют также понятия пространства, времени и движения. Непроявленная тишина посылает начальный импульс Мирозданию посредством осознания им самого себя. Таким образом начинает работать вся геометрия пространства-времени. Мироздание рождается из чистого сознания.”
Махариши
Ведическая Наука дает нам одновременно глобальное и точное представление о том, как начинается Мироздание из единого уровня, непроявленного чистого сознания. Именно в этом безграничном поле расцветает Веда, первое проявление чистого сознания. Согласно текстам и пандитам ведической традиции, Веда обладает своей собственной организующей силой. Это самообращенная в себя природа. Космический план творения, ансамбль механизмов и свод законов, объединенных в единую реальность. Игра сознания, открытого самому себе, из единого превращающегося в триединое, дающего начало всему Мирозданию – самхита риши, девата и чандас – составляет структуру Веды. В момент, когда самхита осознает свой статус “три-в-одном”, она создает возвратно-поступательное движение, пульсацию с бесконечной частотой, которая, начинаясь со структуры “один-в-трех”, преобразуется в структуру “три-в-одном”, что и приводит в движение весь процесс Мироздания.
Понятие бесконечной частоты – общее понятие. Оно существует и в физике, и в Ведической Науке. А это еще один факт, показывающий, что обе науки описывают единую реальность. Частота – это количество вибраций в единицу времени (термин “частота периодов в секунду” употребляют, когда речь идет о радио, свете и так далее). Что же происходит в момент, когда шкала времени достигает бесконечности? Первоначальная энергия в недрах Единого Поля вибрирует с бесконечной частотой, а это значит, что каждая точка пространства находится одновременно здесь, там и везде. Все связано в некую абсолютную массу чистой потенциальности. Так вырисовывается еще одна параллель с Ведической Наукой Ма-хариши в той части, где она описывает сознание как “область всех возможностей”.
В бесконечном океане энергии возникает движение, причиной появления которого становится сама бесконечная частота энергии. Просто потому что она существует, она начинает резонировать в себе самой и ее эхо отвечает ей же. Это первый этап создания множества единства, который физики называют спонтанным разрывом или нарушением симметрии.
Приведенный в действие процесс продолжается в себе самом с поэтапной последовательностью, возникают все более и более совершенные формы вплоть до образования всей Вселенной.
На языке Ведической Науки риши, девата и чандас есть, соответственно, субъект, отношение и объект знания; они есть бытие, ум и тело. Риши – это бытие, наблюдатель; девата – ум, организующая сила; чандас – тело, значение конкретное и материальное.
В прогрессивной последовательности развития, источниками которого являются динамические риши, девата и чандас, в недрах самхиты, сознание становится умом, а потом телом. Чистое сознание превращается в материю точно так же, как ДНК, благодаря своему внутреннему динамизму, превращается в РНК, создавая позже протеины, клетки, ткани и органы, все тело. При этом весь процесс начинается с информации, содержащейся в одной единственной первоначальной клетке.
Такое последовательное преобразование целостного качества жизни во множественность проявлений и есть принцип самоотнесенности. Разум природы, возникший в ней самой, создает неразрывную связь между сознанием и материей, между разумом и телом. Каждая частичка вмещает в себя всю вселенную так же, как любое зерно содержит в себе все дерево, так и каждая клетка нашего организма содержит в себе всю информацию ДНК. Все – от бесконечно малого до бесконечно большого – есть единый поток бытия, порыв единства.
Переход от сознания к материи, от непроявленного к проявленному означает переход от Веды к Упа-Веде. От главного ствола расходятся четыре ветви Упа-Веды (дословно “подчиненные Веды”), где главной является Аюр-Веда. Аюр-Веда трактует материю как нечистоту, как если бы сознание, становясь материей, постепенно потеряло свою первоначальную чистоту. Нечистота значит нарушение равновесия между бытием, умом и телом; между риши, девата и чандас. Задача Аюр-Веды заключается в том, чтобы восстанавливать и поддерживать равновесие на физическом и ментальном уровне, оживлять связь между сознанием и телом так, чтобы обеспечить единый поток энергии и информации между каждой частью и общим источником – чистым сознанием.
ОШИБКА ИНТЕЛЛЕКТА
Прежде чем начать рассмотрение методик, применяемых Аюр-Ведой Махариши, поговорим еще немного о триединой структуре: самхита риши, девата и чандас, поскольку именно на этом уровне и находится главная причина нарушения равновесия и возникновения болезней.
Мы уже видели, что когда Чистое Сознание пробуждается в себе самом, оно дает жизнь уровням более совершенным и конкретным. Но наступает такой момент, когда богатство выражений становится столь разнообразным и обильным, что в деталях этого разнообразия теряется внимание и забывается целостность, являющаяся его источником. Это то, что древние аюрведические тексты называют прагъя апарадхо – ошибка интеллекта. Причем проблема заключается не в самом разнообразии, а в том, что интеллект упустил из виду целостность.
“Есть три фактора – причины всех физических и психических нарушений: неправильное, чрезмерное использование и неиспользование времени, сознания и чувств. Все они берут свое начало в прагъя апарадхе – ошибке интеллекта”, – говорится в “Чарака Самхите”, основном тексте Аюр-Веды.
Прагья апарадха описывается здесь как единственная причина всех существующих нарушений. В этом кроется источник невежества, когда кажется, что разнообразие преобладает над целостностью. Майя обретает свое право на существование (майя – то, чего нет), это иллюзия, ставшая реальностью. На относительном уровне прагья апарадха представляет все ошибки выбора и поведения, которые ведут человека к нарушению законов природы.
ВЕРЕВКА И ЗМЕЯ
Однажды вечером, возвращаясь домой, человек заметил в траве на обочине дороги змею и закричал: “Опасность, змея!” Все засуетились, мужчины стали вооружаться палками и вилами, женщины забрали детей домой. Все были встревожены, кроме одного маленького мальчика, который шел по дороге и улыбался, держа в руках веревку. “Вот она, змея!” – сказал он. Теперь каждый мог расслабиться, поскольку все поняли, что это был лишь обрывок веревки. Никакой змеи в действительности не существовало, это была лишь ошибка восприятия.
Однако в описанной ситуации присутствовала одна вполне реальная вещь – это беспокойство жителей деревни. Причина же была несуществующей и заключалась в незнании действительности. Иными словами, это была ошибка интеллекта – прагья апарадха. Когда же знание вывело на свет истинную природу сущего, иллюзорные формы, порожденные незнанием, рассеялись в один миг.
Оказывается, разнообразие Вселенной может быть воспринято как-простая видимость, скрывающая глубокую реальность, как вуаль над целостностью жизни изначальной и трансцендентальной. Когда индивидуальное сознание реализует Чистое Сознание и Сознание Единства, отождествляясь с ним, тогда жизнь проживается в целостности и свободе. Все воспринимается как нечто целостное. Все есть одно, и одно есть все. Разнообразие форм и проявлений появляется как простое восприятие интеллекта, как определенная точка зрения. Здесь можно привести аналогию с цветком и растительным соком. Весь цветок и его различные части: твердый и прямой стебель, гладкие и нежные зеленые листья, лепестки нежного цвета – все это выражение растительного сока, бесцветного и бесформенного, жидкого и прозрачного. Цветок и есть сок. Только целостность является единственной реальностью, все остальное – лишь видимость. В конечном итоге и физики говорят о том же: все есть Единое Поле, ничего не существует вне его протяженности, даже мы сами – это тоже Единое Поле. Всякое наблюдение – лишь частичное отражение реальности, такое, как если бы жидкая и всепроникающая энергия Единого Поля застыла в цельной специфической конфигурации, которую мы назвали бы материей, миром или Вселенной. Всякое восприятие есть вопрос точки зрения. Квантовая физика говорит нам, что когда наблюдаешь за явлением, то именно наблюдатель и выбранный им метод определяют природу данного явления. Это принцип Гайзенберга. Если хотят измерить поле в пределах частиц, то обнаруживают, что оно и ведет себя как совокупность частиц, если же намерены измерить поле в пределах волн, то обнаруживают, что это поле волн чистой энергии. То есть реальность Вселенной, мира, вещей зависит от того, кто за ними наблюдает. “Мир таков, каковы мы сами”, – говорит Ведическая Наука.
Ведическая Наука предлагает общий подход, который соединяет каждую дисциплину совокупностью всех знаний и напоминает обучающемуся о его высшем и главном статусе: “Ты есть ЭТО”, Единое Поле, безграничная целостность бытия. В главном тексте ведической литературы, “Бхагавад Гите”, Арджуна, направляемый Кришной, реализует Сознание Единства и говорит: “Иллюзии рассеиваются и память возвращается ко мне, сомнения разрешены”. Просветление, духовная реализация есть просто пробуждение памяти, напоминание о своей собственной природе, единой и безграничной. Это нам снова напоминает человека, ищущего очки, которые находятся у него на носу. Достаточно напомнить ему об этом и поиск прекращается. Откуда происходит выражение “реализовать себя”? Просто нужно вспомнить, что ты здесь и всегда был здесь. Так устраняется прагья апарадха, причина невежества, интеллект устраняет свою ошибку. Личность реализует свою настоящую сущность: “Ахам Брахмасми – я – целостность жизни.”
Что значит жить в единстве и целостности? Если мы воспринимаем цветок как сок, то что тогда означает вся его красота? Вообще все бесконечное богатство звуков, гармоний, красок и всех чудес природы? Махариши объясняет, что жить в Сознании Единства – означает быть установленным в качестве жизненного абсолюта, в бесконечной свободе. Когда мы говорим, что целостность – это единственная реальность, то нужно понимать, что она преобладает в сознании реализованного человека, не ослепляя его. Напротив, именно она открывает ему глаза. Человек продолжает жить в мире, замечая его разнообразие, и его сознание находится в идеальной гармонии с источником жизни. Он живет в единстве сат-чит-ананда, бессмертие-сознание-блаженство – наслаждаясь полнотой бытия.
“Каждое мгновение – это волна радости в океане блаженства”, – говорит Махариши.
Объективный подход современной науки, отдающей предпочтение наблюдению за миром внешним в ущерб миру внутреннему, разделил Знание на многочисленные знания. Накопил гигантскую массу информации, которая оставила человека абсолютно растерявшимся перед таким разнообразием и явными противоречиями. Частичные знания – вещь очень опасная, так как оставляет человеку возможность заблуждаться. В этом случае человек безотчетно приходит к нарушению Естественного Закона Природы.
“Объективный подход современной науки нарушает природное равновесие, поскольку игнорирует значение субъекта, создает угрозу жизни всего человечества и лишает человека его настоящей жизни, жизни в единении”, – говорит Махариши.
Именно в этом заключается огромная разница между Ведической Наукой и наукой современной. Одна предлагает нам открыть, реализовать и прожить жизнь во всей ее полноте, другая ограничивается описанием явлений и наблюдений, созданием постулатов существования Единого Поля. Мы прекрасно понимаем, что такого подхода к реальности недостаточно, что “наука без сознания – это только обломки души “. Человек и общество требуют знаний, идущих от сердца, необходима наука, которая имеет душу, то есть позволяет обогатить все жизненные области, вдохнув в них гармонию и радость.
Назад | Оглавление | Вперед