Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.1
Благословенный Господь сказал: Я возвестил эту нетленную Йогу Вивасвату, Вшасват передал ее Мешу, а Ману рассказал ее Икшваку.
“Эта нетленная Йога”: предыдущие главы были посвящены Йоге — Санкхья Йоге и Карма Йоге. Произнося “эта … Йога”, Господь говорит о них обеих как об одном. Это нужно, чтобы донести до Арджуны, что несмотря на то, что их и объявили разными, у них та же основа и они приносят тот же результат. Их основа — “Быть без трех гун”, которая позволяет осуществляться и мудрости Санкхьи, и практике Карма Йоги. Итак, слово “Йога” в этом стихе обозначает и Санкхья, и Карма Йогу.
Йога, изложенная Господом Кришной, нетленна, ибо она освещает мудрость Абсолютного и мудрость относительного. И относительное, и Абсолютное вечны, так же вечна и Йога, излагающая истину и того, и другого, истину жизни в ее полноте. Она вечна, ибо служит космической цели и естественна для человеческого ума.
Господь говорит, что в начале творения Он обучил этой вечной Йоге Вивасвата, дабы вселить в кшатриев силу и уполномочить их поддерживать закон и порядок, а также оберегать путь праведности во имя благополучия общества. Вивасват открыл это сыну Ману, законодателю мира. А Ману передал это своему сыну Икшваку, который правил Айодхьей как первый король Солнечной династии.
Бхагавад-Гита — это наивысшее выражение божественного ума, доступного пониманию человека. Занимаясь невидимыми аспектами жизни, она также касается прошлого и настоящего мира нашей повседневной жизни. Более того, Бхагавад-Гита, излагая всеобщую Истину, сама по себе является историческим документом, рассказывающим о событиях, которые имели место пять тысяч лет тому назад.
Чтобы понять историческое значение Бхагавад-Гиты, необходимо познакомиться с Индийской концепцией истории и времени.
Изучение истории имеет определенную цель и занимает определенное место в жизни человека. Его цель — воспитать ум настоящего с помощью информации из прошлого и тем самым обеспечить лучшее настоящее и лучшее будущее. Таким образом, каждое поколениеполучает преимущество, пользуясь достижениями прошлого, и продвигается по пути мудрости.
Но отнюдь не знания хронологической последовательности событий воспитывают изучающих историю, важна ценность событий, и именно этому аспекту Индийские историки уделяли наибольшее внимание. Для грядущих поколений они записали только такие примеры из большого отрезка времени, которые помогают объединить человеческие жизни в единое целое. Их цель — вдохновить человека и как личность, и как члена общества.
Перед просветленным мудрецом Веда Вьясой, которого считают величайшим историком Арийской культуры Индии, лежал огромный пласт времени, требующий внимания. Как добросовестный человек, полностью интегрированный, т.е. осознавший себя частью единого целого, он не мог представить этот огромный период истории как простую последовательность дней и лет. Он мог только выбрать исключительные события и так описать их, чтобы они вдохновляли и направляли людей всех времен на пути эволюции и воспитывали их в духе интеграции их жизни. Вот почему нельзя обнаружить хронологического порядка в Индийской истории. Вьяса считал абсурдным хронологически закреплять каждое событие единственно для того, чтобы расставить все вехи на длинном пути времени.
Более того, физически невозможно написать историю миллионов лет в хронологическом порядке. Для небольших стран с несколькими тысячелетиями существования цивилизации историкам, обозревающим эту небольшую область пространства и небольшой отрезок времени, вполне реально поддерживать хронологический порядок. Но Вьяса имел ясное представление обо всем промежутке времени, начиная со дня сотворения мира. Такой ум не стал бы и не мог бы придавать какого-либо значения хронологии.
Индийская концепция времени, изложенная ниже, ясно покажет ситуацию, с которой столкнулись Вьяса и другие Индийские историографы.
Время — это понятие для измерения вечности. Индийские историки основывают свою концепцию времени на вечном Бытии; для них вечность — это основное поле времени.
Чтобы придти к некоторому представлению о вечном, лучшей мерой будет жизненный период того, что в относительном поле творения отличается наибольшим долголетием. Это, согласно просветленному видению Вьясы, Божия Матерь, Матерь Мира, которая в конечном итоге несет ответственность за все, что есть, было и будет во Вселенной.
Вечность вечной жизни абсолютного Бытия можно постигнуть как бесчисленное множество жизней Божией Матери, каждая из которых вмещает в себя тысячу жизней Господа Шивы. Одна жизнь Господа Шивы равна тысяче жизней Господа Вишну. Одна жизнь Господа Вишну соответствует длительности тысячи жизней Брахмы, Творца. Одна жизнь Брахмы складывается из ста лет Брахмы; каждый год Брахмы состоит из двенадцати месяцев Брахмы, в каждом месяце Брахмы тридцать дней Брахмы. Один день Брахмы называется Кальпой. Одна Кальпа равна четырнадцати Ману. Один Ману называется Манватарой. Одна Манватара равна семидесяти одному Шатурьюги. Один Шатурьюги содержит четыре
Юги, т.е. Сат-Югу, Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу. Длительность Юг изменяется длительностью Сат-Юги. Так, период Трета-Юги равен трем четвертям Сат-Юги; период Двапара-Юги — половине Сат-Юги, и период Кали-Юги — четверть Сат-Юги. Кали-Юга равна 432000 годам человеческой жизни.
Теперь обдумайте время сотворения мира: сколько миллиардов триллионов лет существует мир! Даже если бы описание одного года заняло только одну страницу или даже одну строчку, смог ли бы кто-нибудь прочитать такую историю и извлечь из нее урок для себя? Вот почему индийские историки не придерживались хронологического порядка. Не говоря уже о том, что это невыполнимо, в этом не видели необходимости, полагали бесполезным и вредным для самих целей истории.
Это должно запечатлеться в сознании тех современных историков, кто склонен отбрасывать как не исторические любой ряд событий, для которых они не смогли найти правильного хронологического порядка. Прискорбно, что столь драгоценные жизнеописания высочайшего человеческого уровня, которые можно найти в исторических материалах древней Индии, считались мифом. Напротив, их следует признать полезнейшей историей высочайшей цивилизации, которая когда-либо существовала на земле.
Бхагавад-Гита образует центральное ядро Махабхараты, самого подлинного свидетельства истории Индии. Это не может быть отброшено как мифология только потому, что узость представлений современных историков, привязанных к строгой хронологии, не дает им возможности понять ее как историческое свидетельство и заставляет их считать ее художественной литературой.
Печально, что некоторые современные комментаторы Бхагавад-Гиты пошли по стопам современных историков и отказались признать ее историческую достоверность. Остается только надеяться, что наступит рассвет и истина будет признана истинной.Когда Господь Кришна напоминает Арджуне о том, что великая мудрость Бхагавад-Гиты была поведана Вивасвату в начале этой Кальпы, Он не перечисляет детально всех хранителей этого высшего знания. Чтобы Арджуна получил представление о первоначальном источнике учения, достаточно дать ему понять, что эта вечная мудрость передается из поколения в поколение. стиху 17 главы VIII.
Назад | Оглавление | Вперед