Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: ГЛАВА IV

Назад | Оглавление | Вперед

ГЛАВА IV. Йога Знания об Отречении от Действия

ОБЗОР ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ УЧЕНИЯ

Стихи 1—8. Этот путь действия для достижения успеха в миру и свободы в божественном сознании имеет давнюю традицию. По своему содержанию он вечен. Даже если со временем его чистота утрачивается и забывается человеком, она всякий раз восстанавливается в мире волной возрождения, исходящей от Бога.

Стихи 9, 10. Знание Божественного как существующего отдельно от деятельности и знание того, что рождение и деяния Господа божественны, поднимают человеческое сознание до той чистоты, которая помещает человека на божественный уровень.

Стихи 11, 12. Божественное действие по отношению к человеку определяется действиями этого человека по отношению к Божественному. Успех — результат мирской деятельности человека.

Стихи 13—15. Познав Божественное как Творца и все же как не привязанного к деятельности, ищущие освобождения следуют этому при­меру и занимаются деятельностью.

Стихи 16—22. Поскольку ход действия непостижим, совершение пра­вильного действия возможно только на основе знания божественной природы. Это знание полностью достигается в божественном сознании, в котором одновременно поддерживаются внутренняя свобода и внешняя активность.

Стихи 23—33. Достигая божественного сознания, человек поднима­ется к единству жизни, и в этом состоянии все его действия озарены светом Бога. Венец всех действий — знание Бога.

Стихи 34—38. Утвердившись в этом знании, человек видит все су­щества в себе и находит себя в Боге. Это высшее состояние чистоты в сознании Бога кладет конец неведению и всем путам действия.

Стихи 39—42. Свет этого знания зажигается в том, кто полон веры, устремлен к цели и подчинил свои чувства. Озарение светом знания без промедления приносит человеку незыблемый покой.

Достигни состояния непривязанности и свободы от сомнений; утвер­дись в высшем “Я”, и действия не будут связывать тебя.

Эта глава возникает из того же вздоха Господа, что и третья глава. Стих 48 второй главы содержит семена идей, из которых прорастают обе главы: “Утвердившись в Йоге… совершай действия” — глава третья и “отрешившись от привязанности и достигнув равновесия в успехе и не­удаче” — глава четвертая. Этих двух глав, таким образом, достаточно, чтобы дать просветление ищущему. В той мере, в какой это способны сделать слова, эти главы дают ему желанный опыт и возможность полного понимания его.

Во второй главе представлена доктрина освобождения. В ней проана­лизирована жизнь в ее относительном и абсолютном аспектах и обещано освобождение через познание этих аспектов.

Знание в своей цельности заключает в себе и понимание, и опыт. Таким образом, для того, чтобы достичь осуществления, человек должен непременно получить и понимание, и опыт относительного и Абсолют­ного, независимо от того, следует ли человек путем домохозяина или отшельника. Следовательно, мудрость Санкхьи, которая несет освобож­дение через понимание относительного и Абсолютного, и практика Йоги, которая несет освобождение, обеспечивая непосредственный опыт двух этих сфер существования, являются путями к просветлению. Все это уче­ние содержится во второй главе.

В третьей главе представлена доктрина действия, предназначение ко­торой — сделать постоянным опыт Абсолютного, впервые упомянутый в стихе 45 второй главы.

Когда этот опыт Абсолютного становится постоянным, Самосознание естественно сохраняется во всех состояниях сознания: бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Человек ощущает себя как нечто от­деленное от деятельности. По мере того, как он живет в состоянии невовлеченности и естественной непривязанности, его рассудок задается вопросом: “Это ли — правда жизни? Имеет ли это ощущение отделен-ности и непривязанности что-либо общее с реальной жизнью или же это уход от жизни? Действительно ли реальность жизни — это двойст­венность, двойственность Бытия и деятельности?” Сомнения такого рода снимаются знанием, содержащимся в четвертой главе.

Эта глава, посвященная знанию о самоотречении, анализирует при­роду действия и природу деятеля как на индивидуальном, так и на кос­мическом уровне — на уровне человека и на уровне Бога, — а затем показывает результат этого систематического и рационалистического ана­лиза: действие и деятель независимы друг от друга, на всех уровнях между ними существует естественное состояние отделенности. Это со­стояние непривязанности, или самоотречения, обеспечивает, с одной сто­роны, прочное основание вечной свободы для деятеля, а с другой стороны, максимум возможного успеха и прекрасных плодов действия. Это состо­яние самоотречения предоставляет вечное игровое пространство для Бо­жественного и для человека. Незнание этой природной основы жизни — причина зависимости и всякого страдания. Результатом знания является вечная свобода. Цель четвертой главы — раскрыть это знание.Наиболее пленительный аспект этой главы в том, что излагая знание об отречении от действия, она объясняет все поле действия, показывая, как поток жизни продвигается ко все более высоким сферам существования (стих 10) и ко все более высоким силам природы (стих 12), пока не сольется с океаном вечной свободы в сознании Бога (стих 9).

Этот раздел знания для ищущего предельно важен, ибо он объясняет самый ценный опыт на пути к просветлению, опыт разделенности высшего “Я” и деятельности. По мере продвижения своих занятий каждый ищущий должен непременно достичь этого опыта, и если ему суждено продолжать свой путь гладко, будучи свободным от сомнений, он должен овладеть этим знанием.

Для того чтобы раскрыть, во всей его полноте, знание отделенности или состояния самоотречения, существующего между высшим “Я” и де­ятельностью, эта глава объясняет обе сферы жизни, относительную и абсолютную.Тем самым она утверждает философию полноты двух сущ­ностей, которую находим в Упанишадах: “это — полно, и То— полно”. “пурнамадах пурнамидам” — То трансцендентальное непроявленное аб- солютное вечное Бытие полно, и этот проявленный, относительный вечно меняющийся мир чувственно воспринимаемого существования также по­лон. Абсолютное вечно в своей неизменной природе, и относительное вечно в своей вечно изменчивой природе.

Эта живая Реальность полноты двух сущностей в космическом созна­нии находит свое завершение в великом Единстве сознания Бога. В развитии этой единой философии полноты двух сущностей данная глава представляет ядро мудрости, содержащейся в этом Писании Йоги, и по этой причине Господь начинает с того, что объясняет Арджуне традицию этой Йоги.

Стих 4.1
Стих 4.2
Стих 4.3
Стих 4.4
Стих 4.5
Стих 4.6
Стих 4.7
Стих 4.8
Стих 4.9
Стих 4.10
Стих 4.11
Стих 4.12
Стих 4.13
Стих 4.14
Стих 4.15
Стих 4.16
Стих 4.17
Стих 4.18
Стих 4.19
Стих 4.20
Стих 4.21
Стих 4.22
Стих 4.23
Стих 4.24
Стих 4.25
Стих 4.26
Стих 4.27
Стих 4.28
Стих 4.29
Стих 4.30
Стих 4.31
Стих 4.32
Стих 4.33
Стих 4.34
Стих 4.35
Стих 4.36
Стих 4.37
Стих 4.38
Стих 4.39
Стих 4.40
Стих 4.41
Стих 4.42 

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное