TM

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: ГЛАВА V

Назад | Оглавление | Вперед

ГЛАВА V. Йога Действия и Отречения от Действия, Карма-Саньяса Йога

ОБЗОР ПЯТОЙ ГЛАВЫ УЧЕНИЯ

Стихи 1—3. Освобождение достигается и через действие, и через самоотречение, но путь действия выше, даже несмотря на то, что само­отречение приносит без труда освобождение от пут.

Стихи 4—10. Мудрые не считают два пути раздельными. Видящий Истину видит их оба как один; ибо трудно придти к самоотречению без Единения с Божественным, которое также приносит освобождение от пут действия.

Стихи 11—13. Человек, утвердившийся в Божественном Единении, совершает действия на уровне чувств, ума и интеллекта для очищения своей души. Пребывая внутри себя в состоянии блаженства, он не вов­лечен в действие и его плоды.

Стихи 14—16. На самом деле авторство действия не принадлежат деятелю. Всякое действие совершается силой природы. В период неве­жества деятель присваивает авторство действия и становится привязанным к его плодам. Знание несет свет Истины и рассеивает мрак невежества.

Стихи 17—21. Утвердившись в этом знании, полностью очистившись, в состоянии глубокого спокойствия, человек живет вечной свободой в непрестанном блаженстве Божественного Единения.

Стихи 22—23. Удовольствия чувств — источники скорби; просвет­ленный человек не услаждается ими. Способность не поддаваться воз­буждению желания и гнева — критерий отличия человека, достигшего Единения.

Стих 24. Счастливый в высшем “Я”, освобожденный от желания и гнева, человек находит неизменную свободу в космическом сознании, и поднимается к вечному покою в сознании Бога.

Стихи 25—29. Принцип самоотречения включает в себя ту же высоту человеческого совершенства, которая достигается путем действия.

Во второй главе Господь Кришна просветил Арджуну по поводу Сан-кхьи и Йоги, так чтобы ему были ясны тленные и нетленные аспекты жизни и он, таким образом, отбрасывая свое неведение о природе жизни и ее отношениях с полем действия, познал свою истинную божественную природу в вечной свободе.

Вдохновляющие слова Господа создали в уме Арджуны побуждение следовать им. Третья глава раскрыла практику Карма Йоги, действия в состоянии Единения с Божественным, или действия, совершаемого для того, чтобы сделать это Божественное Единение постоянным, возвышая таким образом достоинство деятеля и действия.’

Продолжая учение в четвертой главе Господь Кришна дал Арджуне более глубокое понимание взаимоотношений “я” человека с полем дей­ствия, разъясняя ему состояние разделенности, которое естественно су­ществует между внутренним Бытием и внешней фазой жизни в деятель­ности. Это дало ему проникновение в реальность жизни и деятельности и раскрыло ему, что внутреннее Бытие совершенно независимо от дей­ствия. Арджуна, кроме того, понял, что деятельность не принадлежит тому, что в сущности есть жизнь — Бытию в вечной свободе.

Четвертая глава была названа “Йога Знания об Отречении от Дейст­вия”. Заглавие значимо. Оно говорит нам, что в соответствии с этим учением Йога, или Единение, достигается через знание об отречении, через знание о высшем “Я” как совершенно отделенном от деятельности. Оно утверждает, что состояние отречения естественно на обоих уровнях — космической и индивидуальной жизни: на космическом уровне Бор ос­тается невовлеченным в деятельность созидания и эволюции; на уровне индивидуальной жизни высшее “Я” остается невовлеченным в деятель­ность. Естественное состояние отречения — это истинная основа всякой жизни, и подобающее знание этого несет свободу от зависимости. В этом суть учения четвертой главы.

Может показаться, что четвертая глава подвергла сомнению доктрину Карма Йоги, преподанную в третьей главе. На самом деле это не так. Если бы эта глава провозглашала просветление через отречение от дей­ствия, тогда она была бы противопоставлена принципу Карма Йоги. Но она провозглашает просветление через знание об отречении от действия. Отсюда ясно, что принцип отречения нужно лишь понять; его не нужно применять на практике. Состояние отречения — создается через Карма Йогу (IV, 41); не существует способа применения отречения на практике. Здесь превозносится знание об отречении, а не практика отречения.

Когда мы утверждаем, что отречение не нужно применять на практике, мы сознаем, что есть отшельнический образ жизни. Но отречение от­шельника — это отречение от поверхностных вещей, и уместно только при определенном образе жизни; само по себе оно не является дорогой к Богу. Не практика отречения, но знание о нем помогает на Пути к Богу.

Знание об отречении, изложенное в четвертой главе, необходимо как тем, кто на пути Карма Йоги, так и тем, кто на пути Санкхьи. Состояние отречения испытывают на обоих путях, пока интеллекту не станет понятно значение этого опыта, сомнения останутся и будут тормозить дальнейший прогресс.

И Карма Йога, и Санкхья начинаются на общей основе Трансцен­дентальной Медитации. Это ведет непосредственно к трансцендентально­му Самосознанию, где даже самая утонченная область мысли была от­вергнута и остается только высшее “Я” в Своем чистом состоянии Бытия (стих 2). Это состояние полного отречения, но достигается оно только во время медитации; оно не постоянно. Благодаря регулярной и продол­жительной практике медитации, чередующейся с активностью — умствен­ной активностью на пути Санкхьи и физической активностью на пути Карма Йоги, — трансцендентальное Самосознание развивается в косми­ческое сознание, в котором человек ощущает высшее “Я” как обособ­ленное от деятельности и переживает в своей повседневной жизни ес­тественное отречение. Состояние отреченности стало постоянным. Это состояние космического сознания развивается дальше, так что разделен-ность высшего “Я” и деятельности, которая явила совершенное состояние отречения, растворяется в конечном Единстве сознания Бога. Состояние, в котором эта разделенность нашла свое разрешение, казалось бы, вне пределов отречения, но на самом деле это отречение в своем высшем совершенстве. Теперь не остается ничего, кроме чистой жизни. Четвертая глава показывает принцип отречения в каждом из этих состояний: транс­цендентального сознания, космического сознания и сознания Бога.

Знание, данное в этой главе, обогатило учения о путях Санкхья и Карма Йоги, изложенные во второй и третьей главах. Оно безмолвно утвердило состояние отречения как общую основу, общую веху и общую цель на обоих путях. Пятая глава, используя знание, данное в четвертой главе, недвусмысленно ставит Санкхья и Карма Йогу вместе, представляя их как равно полезные, для того, чтобы привнести вечную свободу в средоточие каждой деятельности.

Она утверждает философию Йоги, или Божественного Единения, че­рез отречение от действия. Можно бы ожидать, что это противоречит философии Йоги через действие, Карма Йоги. Но основная мысль Гос­пода столь великолепна, что она не только не кажется противоречащей Карма Йоге, но преуспевает в том, чтобы свести воедино Карма Йогу и Санкхью. Она чудесно ставит обе на тот же уровень отречения, показывая, что принципы этих двух путей находятся в тесной близости, она исполь­зует и ту, и другую, чтобы одновременно развить новую философию Йоги: Йогу отречения.

Отречение как таковое — это просто состояние утраты. Йога отрече­ния, таким образом, означает Йога утраты: Единение через утрату. Вели­колепие речи Господа именно в том, что утрата становится средством для совершенствования — отречение выступает вперед, чтобы спасти жизнь и даровать ей осуществление.

Без философии отречения философия действия всегда останется не­полной, потому что отречение от действия прямо противоположно со­вершению действия. Так же, как разделенность противопоставлена Еди­нению, так и отречение от действия противопоставлено Йоге действия. Пока эти две крайности, Единение и отречение не приняты во внимание, философия будет неполной.

Философия отречения — это не просто дополнение к философии действия и даже не существенная часть этой философии. Она действи­тельно может считаться полной философией действия сама по себе. Философия отречения настолько полна, что, оставаясь строго в пределах отречения, без какой бы то ни было необходимости рассматривать область действия, она способна подтвердить философию действия. Вся философия Карма Йоги может быть объяснена через эту философию отречения, потому что основа Карма Йоги — трансцендентальное сознание. И по­скольку путь к трансцендентальному сознанию лежит через уход ума из поля внешнего опыта, не имеет значения, рассматриваем ли мы процесс достижения трансцендентального сознания с точки зрения деятельности по направлению к Трансцендентному, или с точки зрения деятельности, выводящей из области внешнего опыта. Первое выражало бы принцип в терминах Карма Йоги, второе — в терминах отречения. Но не следует терять из виду, что отречение не предполагает никакой практики. Прак­тический аспект философии отречения следует искать в техниках Санкхьи и Карма Йоги. Доктрина отречения не дает независимой практики, и поэтому отречение само по себе не путь; оно представляет собой теорию, основанную на практиках других путей.

Поскольку принцип действия был изложен в третьей главе, а знание об отречении — в главе четвертой, глава пятая теперь излагает сочета­емость обоих. Удивительно, что она делает это с точки зрения отречения, которое абстрактно, а не действия, которое конкретно. Соединяя две крайности действия и отречения, она объединяет два различных пути — Йоги и Санкхьи — и тем самым выражает полную философию целостной жизни. Она призывает каждого: “Приходи любым путем, и свобода будет твоей”.

Вот что делает “Бхагавад—Гиту” Священным Писанием Божественного Единения. Она с легкостью провозглашает и Йогу действия, и Йогу от­речения от действия. Это совершенство речи, срывающейся с губ Йогиш-вары, Кришны, Владыки Йогов всех времен.

В данной главе гармонизируются и соединяются самые крайние про­тиворечия. Она представляет состояние вечной свободы в божественном сознании на уровне действия, основанного на отречении. Более того, она утверждает необходимость достижения божественного сознания ради ус­пешной деятельности в повседневной жизни, и в то же время подчер­кивает потребность в деятельности, чтобы достичь божественного созна­ния. Приводя в гармонию материальный и духовный аспекты жизни, она открывает человеку путь и к успеху, и к спасению, независимо от возраста и образа жизни (домохозяина или отшельника). Она позволяет любому человеку прославить свой мир светом Божественного — а также придти к божественной свободе наиболее естественным образом через повсед­невную жизнедеятельность.

Неисчерпаемая мудрость содержится в двадцати девяти стихах этой главы. Она стоит как маяк не только для того, кто несчастен и смущен, но и для ищущих, и даже для тех, кто хорошо продвинулся по пути.

Стих 5.1
Стих 5.2
Стих 5.3
Стих 5.4
Стих 5.5
Стих 5.6
Стих 5.7
Стих 5.8
Стих 5.9
Стих 5.10
Стих 5.11
Стих 5.12
Стих 5.13
Стих 5.14
Стих 5.15
Стих 5.16
Стих 5.17
Стих 5.18
Стих 5.19
Стих 5.20
Стих 5.21
Стих 5.22
Стих 5.23
Стих 5.24
Стих 5.25
Стих 5.26
Стих 5.27
Стих 5.28
Стих 5.29

Назад | Оглавление | Вперед

Трансцендентальная Медитация

Слушай свое сердце!

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Новые записи

Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное