Назад | Оглавление | Вперед
ГЛАВА VI. Йога Медитации, Дхьяна Йога
ОБЗОР ШЕСТОЙ ГЛАВЫ УЧЕНИЯ
Стих 1. Совершение правильного действия в состоянии непривязанности отражает внешнюю и внутреннюю жизнь реализовавшегося человека.
Стихи 2—10. Различие в пути не важно, коль скоро Божественное Единение достигнуто. Важно только знать, что каждый путь начинается с уровня деятельности и заканчивается в вечной тишине абсолютного Бытия, которая развивается в сознание Бога. Этот процесс разделен на три этапа:
от бодрствующего состояния к трансцендентальному сознанию, от трансцендентального сознания к космическому сознанию, от космического сознания к сознанию Бога.
Стихи 11—28. Практика для того, чтобы подняться от бодрствующего состояния сознания к трансцендентальному сознанию.
Стих 29. Практика для того, чтобы подняться от трансцендентального сознания к космическому сознанию.
Стихи 30—32. Практика для того, чтобы подняться от космического сознания к сознанию Бога.
Стихи 33, 34. Как может ум, который колеблется, быть устойчивым на пути?
Стихи 35, 36. Трудно контролировать ум непосредственно, но благодаря практике и непривязанности он становится подчиненным.
Стихи 37—39. Какова судьба человека, искренне начавшего путь, но не способного достичь цели в этой жизни?
Стихи 40—45. Смерть — не препятствие для эволюции. В своей следующей жизни человек продолжает эволюционировать с уровня, достигнутого в этой жизни. Если ему не удалось достичь совершенства в одной жизни, он достигнет его в другой; ибо, однажды встав на этот путь, никто не может пройти мимо цели.
Стихи 46, 47. Ищущего призывают встать на путь Трансцендентальной Медитации, достичь Единения ума с божественным “Я” в трансцендентальном сознании, осознать обособленность высшего “Я” от деятельности в космическом сознании, подняться к Богу через преданность и прийти, наконец, к полному Единению с Ним.
Эта глава — замковый камень в арке Бхагавад-Гиты. Она подробно объясняет то, что можно назвать Королевской Йогой Господа Кришны, которая без труда дарует просветление любому человеку в любом возрасте.
Величие темы этих шести глав заключается прежде всего в объяснении жизни в ее разнообразных аспектах и затем синтезе всех этих аспектов в Единстве сознания Бога.
Это божественная тема, разъясняющая Реальность, которая предполагает все новые и новые значения по мере того, как растет сознание человека. Она придает смысл жизни на каждом уровне сознания и дарует осуществление на каждом этапе эволюции человека, пока вечное осуществление не будет достигнуто.
Первая глава показала великого героя охваченным состоянием “подвешенности”, которое делает его неспособным действовать.
Представляя этот крайний случай, она безмолвно требовала универсального исцеления от всех страданий и скорбей в жизни человека на все времена.
Глава вторая дала представление о полной жизни, выявляя относительную и абсолютную фазы существования. Она предложила практику, с помощью которой все проблемы относительной жизни могут быть решены привнесением ценности абсолютного сознания в сознание относительного состояния.
Глава третья разъяснила ценность действия для того, чтобы сделать постоянным состояние Единения, испытанное в состоянии абсолютного сознания, достигнутого в трансцендентальном состоянии.
Глава четвертая принесла знание о состоянии непривязанности, или отречения, испытываемом, когда состояние Единения становится постоянным.
Глава пятая показала, что это состояние непривязанности — общее для путей и Санкхьи, и Карма Йоги.
Шестая глава описывает практику, которая вызывает это состояние непривязанности, таким образам осуществляя учение о действии и об отречении, содержащееся в третьей и пятой главах.
Шестая глава служит комментарием’ к стиху 45 второй главы, которая содержит основное учение Бхагавад-Гиты: “Будь без трех гун”. Она развивает простую технику Трансцендентальной Медитации, ведущую к состоянию сознания, которое во все времена самопроизвольно поддерживает Бытие, и, тем самым, равновесие ума и поведения в поле деятельности. Эта техника обеспечивает практическую основу и для Санкхьи, и для Йоги, и для самих разных образов жизни, соединенных с этими путями, для образа жизни отшельника и домохозяина. Они фактически перестают быть разными путями. Но даже если они считаются разными, можно все же сказать, что они развиваются на общей основе и достигают общей цели. Это триумф практического учения шестой главы.
Стих 6.1
Стих 6.2
Стих 6.3
Стих 6.4
Стих 6.5
Стих 6.6
Стих 6.7
Стих 6.8
Стих 6.9
Стих 6.10
Стих 6.11
Стих 6.12
Стих 6.13
Стих 6.14
Стих 6.15
Стих 6.16
Стих 6.17
Стих 6.18
Стих 6.19
Стих 6.20
Стих 6.21
Стих 6.22
Стих 6.23
Стих 6.24
Стих 6.25
Стих 6.26
Стих 6.27
Стих 6.28
Стих 6.29
Стих 6.30
Стих 6.31
Стих 6.32
Стих 6.33
Стих 6.34
Стих 6.35
Стих 6.36
Стих 6.37
Стих 6.38
Стих 6.39
Стих 6.40
Стих 6.41
Стих 6.42
Стих 6.43
Стих 6.44
Стих 6.45
Стих 6.46
Стих 6.47
Назад | Оглавление | Вперед