Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 5.18

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 5.18

В брамине, наделенном ученостью и смиренностью, в корове, слоне, собаке и даже в том, кто утратил свою касту, просветленный осознает одно и то же.

Стих дает критерий мировоззрения в состоянии просветления. Те, кто постиг Реальность жизни, “осознают одно и то же” единство во всем многообразии опыта.

“Брамин”: человек, родившийся в семье брамина, чья жизнь посвя­щена изучению Веды и духовному знанию. Употребление этого слова в связи с коровой, слоном и собакой указывает на то, что Господь хочет подчеркнуть, что Бытие развитого человека и животных — одно и то же;

и что, утвердившись в единстве Бытия и осознав Единство Трансценден­тного, лежащее в основе многообразия, он обретает уравновешенность видения.

“Ученостью и смиренностью”: мудрость приносит смиренность. Так же, как мудрый человек видит отличия и различия в мироздании как временные, с единой конечной Реальностью, лежащей в основе их всех, так не станет он настаивать, что явления должны происходить каким-либо определенным образом. Он воспринимает все явления легко, потому что он знает, что все они имеют один общий конец. Это естественное качество Бытия в мудром человеке расценивается как смиренность. Действительно, смиренность — критерий мудрости, возникающей фактически из возрос­шего чувства единства жизни, основного Единства всех существ.

Смиренность обычно понимается как честное признание кем-либо личных ограничений, невежества и ничтожности; но истинная смирен­ность заключается в качестве Бытия, а не в каком-либо складе ума.

Ум реализовавшегося человека всецело проникнут состоянием Бы­тия — единством жизни — и такой ум естественно обладает единством видения, независимо от того, что он видит. Видимые различия относи­тельного существования не могут разделить его видения.

Это не значит, что такой человек не видит корову или не способен отличить ее от собаки. Разумеется, он видит корову как корову, собаку — как собаку, но форма коровы и форма собаки не делают его слепым к единству высшего “Я”, которое одинаково в обеих. Хотя он видит корову и собаку, его высшее “Я” утвердилось в Бытии коровы и Бытии собаки, являющемся его собственным Бытием. Господь подчеркивает, что про­светленный человек, созерцая и действуя во всем многообразном творе­нии, не отступает от своего непоколебимого Единства жизни, которым насыщен его ум и которое неизгладимо влилось в его видение.

“Брамин, наделенный ученостью и смиренностью”, олицетворяет все, над чем господствует влияние саттвы. “Корова” воплощает все, над чем господствует смешанное влияние раджаса и саттвы. “Собака” воплощает все, над чем господствуют раджас и тамас. “Слон” представляет все, над чем господствует влияние тамаса. “Тот, кто утратил свою касту” пред­ставляет самое низкое в человеческой жизни, человека, живущего в пол­ном невежестве, того, кто утратил путь своей эволюции. Значение в том, что тот, кто осознал высшее “Я” как отделенное от поля относительного существования, непоколебим в самом себе и совершенно не затронут влиянием саттвы, раджаса или тамаса и наклонностей, вытекающих из них. Он обладает уравновешенностью видения повсюду.

Следующий стих показывает первостепенную важность такого един­ства видения.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное