Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.35
Благословенный Господь сказал: Нет сомнения, О сильнорукий, ум трудно контролировать, он колеблющийся, но практикой и непривязанностью он удерживается, О сын Кунти.
Господь признает трудность контролирования ума на уровне его блужданий, потому что природа жизни такова, что ум вынужден относиться со вниманием к множеству вещей. Если ум направлен только в одну сторону, другие фазы жизни будут страдать. Он блуждает по необходимости, вот почему трудно для ума оставаться устойчиво в каком-либо месте. Неестественно пытаться сохранить равновесие ума. Устойчивость не принадлежит относительной области жизни. Вот почему Господь признает, что “ум трудно контролировать”.
Не следует упускать из виду, однако, что, даже когда ум колеблется и блуждает, “он удерживается” ощущением счастья. Этот факт о природе ума дает Господу возможность показать способ “удерживать” ум, где бы тот ни находился, показать ему нечто, что даст уму устойчивость, даже когда он продолжает колебаться.
Говоря, что ум “удерживается” благодаря практике и непривязанности, Господь не имеет в виду, что ум перестанет блуждать и навсегда останется неменяющимся и устойчивым, потому что это нецелесообразно в повседневной жизни. Он лишь подразумевает, что практика и непривязанность обеспечат устойчивое поле вездесущего Бытия, благодаря которому ум будет постоянно удерживаться в блаженстве своей собственной сущностной природы.
“Практика и непривязанность” означают регулярную практику Трансцендентальной Медитации и легкий, удобный распорядок дня после медитации. Практика не рекомендуется для обретения способности удерживать неизменность и уравновешенность ума. Она существует для развития Бытия. Состояние непривязанности помогает Бытию влиться в природу ума.
“Непривязанность” означает простой, легкий и ненапряженный образ жизни с правильным чувством ценностей, не придающим неподобающего значения ничему; ведь привязанность ограничивает жизнь, чрезмерно подчеркивая какой-то один определенный аспект. Непривязанность не значит отказ от обязанностей жизни. Скорее человек отдает должное всем аспектам практической жизни, в то же время спонтанно сохраняя высшее “Я” как обособленное от деятельности. Это происходит по мере того, как трансцендентальное сознание перерастает в космическое сознание. Здесь имеется в виду само состояние непривязанности, а не практика достижения этого состояния.
“Практика” приводит ум в контакт с трансцендентальным Бытием, в то время как ненапряженная жизнь “непривязанности” помогает жить Бытием в поле деятельности, в конечном счете придавая сознанию Бога ту устойчивую прочность, о которой прежде всего тревожился Арджуна в стихе 33 и которая является целью всякой Йоги.
Космическое сознание есть совершенное состояние непривязанности. В этом состоянии непривязанности практику необходимо продолжать, чтобы обрести и сохранить сознание Бога. На этом этапе практика означает преданность.
Назад | Оглавление | Вперед