Назад | Оглавление | Вперед
Дыхание и искусство Бытия
Именно дыхание лежит между индивидуальным существованием и космической жизнью, между индивидуальным потоком жизни и вечным космическим существованием. Дыхание начинается как индивидуальное течение в космическом океане Бытия. Дыхание в его тончайшем аспекте называют праной. Прана – это вибрирующая природа Бытия, которая создает проявленный поток жизни индивидуумов из непроявленного океана Бытия. Когда трансцендентное, вездесущее, абсолютное, космическое Бытие вибрирует в силу праны, которая является его собственной природой, и проявляется в виде потоков жизни, прана берет на себя роль дыхания и поддерживает индивидуальный поток жизни, сохраняя связь с космической жизнью Абсолюта у его источника.
С каждым вдохом космическая прана узнает об индивидуальной силе жизни, и с каждым выдохом поток индивидуальной жизни контактирует с космическим Бытием, так что между вдохом и выдохом индивидуальная жизнь находится в общении с космическим Бытием. Так, с одной стороны, дыхание возвещает о рождении индивидуальной жизни из космической жизни, а с другой – поддерживает гармонию индивидуума с космическим Бытием. Искусство Бытия на уровне дыхания означает, что даже в процессе дыхания связь индивидуального потока жизни с вечной жизнью космического Бытия не прерывается. Как это происходит?
Чтобы открыть формулу для поддержания состояния Бытия в процессе дыхания, необходимо прежде рассмотреть, как дыхание начинается, и что заставляет дыхание, или прану, возникать из Бытия. Мы сказали, что прана есть вибрирующая природа Бытия. Но как и почему вибрирующая природа Бытия приобретает определенный рисунок, вызывая особый поток индивидуальной жизни благодаря дыханию?
Требуется, однако, нечто большее, чем прана, для того, чтобы возникла жизнь определенного индивидуума. Что, кроме праны, отвечает за установленный образец дыхания?
Мы знаем, что именно сок является основной составляющей дерева. Сок, полученный деревом из окружающей его среды, создает ствол, листья, цветы и плоды. В сущности, все дерево является выражением этого питания. Дерево получает сок из окружающей среды в естественном процессе эволюции. Но никакое плодородие земли, никакой сок не может произвести никакого дерева, пока там не будет семени дерева. Именно семя определяет вид дерева: без него сок не имеет возможности проявить себя.
Давайте подумаем о соке как о трансцендентном Бытии абсолютной космической жизни и о дереве – как об индивидуальном потоке жизни. Бытие присутствует вечно, но для того, чтобы иметь особый образец индивидуальной жизни, Бытию необходимо семя этого образца. Без особого семени ни одна индивидуальная жизнь не может проявиться из непроявленного, вездесущего Бытия. Что представляет собой семя индивидуума, через которое вездесущее в силу своей собственной природы – праны – проявляется в индивидуальном потоке жизни?
Семя индивидуальной жизни подобно семени дерева, которое есть не что иное, как проявленное плодородие в его самом тонко развитом выражении. Проходя через все циклы эволюции, это плодородие достигает высшего эволюционного состояния в полностью выросшем дереве, где оно является в качестве семени. Следовательно, семя – это дерево на тончайшем уровне его развития плюс плодородие в его самом концентрированном состоянии. Затем это семя привлекает больше сока и снова вырастает в дерево.
Бытие выражает себя как прана, на которой основан рост мысли, которая, в свою очередь, развивается в желание, ведущее к действию. И когда действие завершено, плод действия знаменует собой полное развитие древа мысли или желания. Опыт плода действия оставляет впечатление, которое, как концентрированное семя, способно вызвать будущие желания и действия. Итак, мы обнаруживаем, что цикл семя-дерево подобен циклу “мысль – желание – действие – плод действия – его впечатление”. Здесь мысль подобна семени, а почвой, из которой она черпает свое питание, является Бытие, лежащее в основе мысли. Иными словами, Бытие растет или проявляется как мысль, развивается в действие и, развившись далее как плод действия, концентрируется во впечатление, и вновь приходит к состоянию, из которого оно начало проявляться. Эта аналогия помогает нам наглядно представить, как поток индивидуальной жизни возникает из вселенской жизни в силу праны.
Семя индивидуальной жизни есть ни что иное, как выражение непроявленного Бытия в самом высокоразвитом состоянии проявления. Вездесущее Бытие непроявленной природы, проявившись как мысль и пройдя через все циклы её эволюции, достигает своей вершины в плоде действия, который, в свою очередь, становится семенем для будущей мысли. Благодаря семени мысли Бытие начинает выражать себя в потоке индивидуальной жизни.
Следовательно, мы видим, как Бытие выражает себя в различной степени проявления и проходит через различные ступени эволюции, чтобы достичь точки, где оно может стать семенем будущей жизни.
Мы видели, что прана – это вибрирующая природа Бытия. Чтобы вибрировать, непроявленное Бытие не нуждается в каком-либо внешнем воздействии. Оно вибрирует в силу своей собственной природы. Фактически, поддерживать себя как вечное, абсолютное Бытие, вибрируя и поддерживая преходящие уровни существования, жизнь за жизнью, – есть его истинная природа. Истинная природа Бытия – поддерживать свой вечный статус абсолютного, Бытия и, в силу уникальности (единичности) жизни, быть основой вечно изменяющихся аспектов проявленного относительного существования. Итак, когда прана проявляется, Бытие вибрирует и, вибрируя, берет на себя роль определенного образца дыхания или потока жизни соответственно особому рисунку индивидуальной жизни.
Индивидуальное семя жизни является неосуществленной кармой прошлой жизни человека. Совокупность неосуществленных желаний из предыдущей жизни является семенем, которое преобразовывает вибрирующее Бытие в особый поток жизни индивидуума. Так, прана в единстве с желанием образует ум. А прана, лишенная связи с умом, образует материю. Именно так появляются субъективный и объективный аспекты индивидуальной жизни. Индивидуальная жизнь – это, по существу, Бытие. Как в жизни дерева сок выражает себя в различных аспектах дерева, так и в жизни индивидуума Бытие выражает себя в различных аспектах жизни и жизни. Точно так же, как семя определяет вид дерева, в индивидуальной жизни отпечаток опытов прошлой жизни преобразует Бытие в особый рисунок индивидуальной силы жизни или праны.
Следовательно, мы видим, что прана, или дыхание – её грубый аспект, – является фундаментальным аспектом индивидуальной жизни и связующим звеном между индивидуальным потоком жизни и океаном космической энергии жизни. Ум в союзе с праной определяет особый рисунок всего потока индивидуальной жизни.
Искусство Бытия на уровне дыхания заключается в поддержании качества Бытия в природе ума, так как дыхание – результат сочетания праны и ума, а прана и ум не являются двумя совершенно различными понятиями.
Ум включает в себя присутствие праны: без праны ум не мог бы существовать, а без ума прана – просто природа Бытия, нечто абсолютное вне относительной жизни. Поэтому, чтобы поддерживать Бытие на уровне дыхания, прежде всего необходимо привести Бытие на уровень ума.
Когда с практикой Трансцендентальной медитации ум насыщается Бытием, дыхание утверждается на уровне Бытия. Дыхание оказывается в гармонии с ритмом природы, а индивидуальная жизнь, дыхание которой достигло уровня Бытия, дышит в гармонии и в ритме космической жизни. Дыхание достигает тогда тонкого состояния вибрирующей праны.
Так, дыхание индивидуума является природой космического Бытия, вибрирующей праной. Искусство Бытия на уровне дыхания является искусством поднятия статуса индивидуума до уровня вечного, космического Бытия. И свое осуществление это искусство находит в регулярной практике Трансцендентальной медитации.
Назад | Оглавление | Вперед